Искусство древней Греции
Общая характеристика культуры и искусства древней Греции
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Искусство и культура Возрождения в своей борьбе за идеалы гуманизма и реализма, как и в своей критике средневековья, особенно широко черпали из сокровищницы греческого наследия. Даже самое название эпохи Возрождения возникло как обозначение возрождения античной, то есть греческой и римской культуры.
Гёте и Шиллер, Байрон и Китс, Державин и Пушкин, Белинский и Горький глубоко ценили культуру Древней Греции.
Аэды (от древнегреческого οιδός, aoidos - певец) - древнегреческие профессиональные поэты и певцы IX VIII веков до н. э., сказители народных песен, легших в основу древнейшего эпоса.В бесписьменную эпоху аэды импровизировали под аккомпанемент струнного инструмента. Эти фольклорные эпические песни предшествовали литературному эпосу.
Указания на такие песни и на их профессиональных исполнителей аэдов имеются в гомеровском эпосе. Хотя в «Илиаде» почти нет упоминаний об аэдах (Ахилл сам поет и играет на лире) зато в «Одиссее», где развернута «картина мирного и более позднего быта», об этих певцах упоминается весьма часто.
Аэды пели, аккомпанируя себе на струнных инструментах лире, форминге или кифаре. Пение аэдов представляло собой монотонное повторение традиционных мелодических оборотов (номов) в диапазоне кварты-квинты.
Аэды были не только певцами, но и авторами исполняемого текста. Именно у аэдов длинный эпический стих гекзаметр (шестистопный дактилический стих) стал постоянной формой героического эпоса. Гомеровские поэмы свидетельствуют о высоком развитии поэтической техники. Аэды в своем творчестве разрабатывали старые народные предания и мифы, постепенно накапливая целый арсенал художественных приемов и форм, которые потом становились уже традиционными и типичными для всего жанра.
Песни аэдов, были обычным явлением на пирах у древней знати и считались «украшением пира»
Аэд исполнял песни небольшого размера, выбирая темы из сказаний о богах и героях, и время от времени аккомпанирует себе на лире. Они пели по «божественному вдохновению», то есть импровизируя. «Я самоучка, говорит Фемий, и божество вложило мне в грудь всевозможные ходы песен». Но и в том случае, когда певец исполнял заранее сложенную песню (нередко предшественниками), исполнение не перестает быть импровизационным, так как он запоминал лишь общий ход сюжета и оформлял его по своему.
Содержанием песни аэда служат «деяния мужей и богов» мифологические оказания о богах и героях, которые представляются не вымыслом певца, а истиной, действительной историей.
Дар песнопения понимался как «знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Аэд начинал свою песню обращением к Музе с просьбой вещать его устами.
Самым известным аэдом и по сей день является Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи». Значение эпических поэм Гомера отметил еще живший в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон, писавший, что «Этот поэт воспитал Элладу!».
Однако, несмотря на широчайшую популярность Гомера, его биография и даже место рождения были неизвестны. В древней Греции семь городов спорили о праве называть себя родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о поэте позволило некоторым исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности Гомера. В конце XVIII в. немецкий историк и филолог Вольф предложил считать поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею» результатом безличного народного творчества. Вольф, а за ним и другой ученый, немецкий филолог Лахман, основываясь на некоторых противоречиях в поэмах и, по их мнению, невозможности устного творчества в таких больших размерах, считали «Илиаду» и «Одиссею» соединением многих древних песен, совершенном различными аэдами. Против подобного объяснения возникновения «Илиады» и «Одиссеи» выступил поэт Фридрих Шиллер, доказывавший художественное единство обеих поэм и отстаивавший личное авторство Гомера.
Аэдов следует отличать от рапсодов. Рапсоды были только исполнителями готовых поэм, но не поэтами. Они уже не пели поэмы, а лишь декламировали их на праздниках, например в Афинах на празднике Великих Панафиней.
Музыка и лирическая поэзия
мы не знаем, как звучала древнегреческая музыка. Но благодаря изобразительному искусству, а именно: скульптуре и рисункам на вазах, мы представляем, как выглядели музыкальные инструменты в Древней Греции.
ЛИРА, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. Сегодня ее изображение принято считать эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковый инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров. Аполлон уступил Гермесу за лиру пятьдесят коров, хитростью похищенных им же у Аполлона.
КИФАРА - этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.
АРФА также относится к щипковым инструментам, известным в древности.
АВЛОС, или ДВОЙНАЯ ДУДКА - древний духовой инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу.
СВИРИНГА, или СВИРЕЛЬ - это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.
ТИМПАН - ударный инструмент.
Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией.
Лирическая поэзия, пришедшая на смену величественному эпосу, выражала индивидуальный мир отдельной личности. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством.
В Древней Греции стихи читали на распев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Слово «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков - лиры.
Начиная с VII в. до н.э. в греческой лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой, элегия. И хотя лирика греков почти целиком пропала, из глубины веков до нас дошли имена Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара, которые воспевали любовь и дружбу, мужество и патриотизм, мудрость и благородство.
Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом Митиленой. Здесь возникли музыкально - поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII-VI вв. до н.э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонники ее таланта.
Алкей (VII-VI вв. до н.э.) - современник Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто занимала мысль поэта, который был изгнан из Лесбоса одновременно с Сапфо.
Огромное влияние на мировую лирику оказал поэт, писавший в жанре мелики, Анакреонт ( гг. до н.э.). Его считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вместе с тем вздохов бренности жизни.
Представителем хоровой лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н.э.). Его второй родиной стала Спарта. Алкман был руководителем певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений - так называемые парфенеи, или парфении.
Жанр торжественной хоровой лирики и од, представляет Пиндар ( гг. до н.э.). Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей конных соревнований.
Е VII в. до н.э. распространенным жанром лирики становится ямб. Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (VII в. до н.э.), родившийся на острове Парос. Его стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания силы обстоятельств. Писал Архилох и элегии.
Элегии исполнялись под флейту еще в VI в. до н.э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху эллинизма. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяет выразить серьезные мысли, рассуждения и мораль. В этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало VI в. до н.э.) и недовольный миром поэт - скептик Феогнид (VI в. до н.э.).
По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма - коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные, философские, эротические. Эпиграммы писали поэт - буколик Феокрит (род. в III в. до н.э.), философ - идеалист Платон ( гг. до н.э.), поэт - ученый Каллимах ( гг. до н.э.).