Золотая хохлома
Хохломская роспись... У красы точёной - сарафан парчёвый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд? Роспись хохломская словно колдовская В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА! П. Синявский... У красы точёной - сарафан парчёвый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд? Роспись хохломская словно колдовская В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА! П. Синявский
Хохломская роспись Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохломская роспись Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы. Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Хохломская роспись Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях -- алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне -- синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях -- алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне -- синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.
Хохломская роспись Распространены типы росписи -- верховая (красным и чёрным на золотистом фоне) и под фон (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Распространены типы росписи -- верховая (красным и чёрным на золотистом фоне) и под фон (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).
Хохломская роспись Побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку. Потянулись узором черные и красные завитки. Расписанную миску снова покрывают льняным маслом и отправляют в печь. От печного жара заиграет миска праздничным золотым светом. Еще ярче станет на ней узор луговой, лесной. Здесь и травка, и яблочко, и елочка, и мелкая ягода малинка, клубничка, рябинка. Так и называется эта роспись – травка. Настоящая, хохломская роспись. Побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку. Потянулись узором черные и красные завитки. Расписанную миску снова покрывают льняным маслом и отправляют в печь. От печного жара заиграет миска праздничным золотым светом. Еще ярче станет на ней узор луговой, лесной. Здесь и травка, и яблочко, и елочка, и мелкая ягода малинка, клубничка, рябинка. Так и называется эта роспись – травка. Настоящая, хохломская роспись.
Хохломская роспись Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль; «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль; «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»; «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»; «ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым «ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым
Хохломская роспись
Фоновое письмо роспись под фон и «кудрина»
Верховое письмо роспись «травка»
Последовательность выполнения хохломской росписи