Составила заместитель директора по воспитательной работе ГКС(К)ОУ»Школы- интерната для глухих детей» Баразгова Лариса Сафарбековна
Проблема «отцов и детей» несмотря на ее давность по прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.
Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложиться его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение – зависит от того, как он воспитывался в семье.
Обещание больше не любить Безразличие Чрезмерная строгость Избалованность Навязанная детям роль «лучшего друга» «Больше денег – лучше воспитание» «Наполеоновские планы» Недостаток ласки Ваши перепады настроения Слишком мало времени на воспитание
1. Никогда не предпринимай воспитательных действий в плохом настроении.
2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3 Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готовые решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели.
5. Не упускайте момента когда достигнут первый успех.
6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верьте в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность, дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан
9. Воспитание – это последовател ьность цепей и постепенное, пошаговое их решение.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым
«Кумир семьи» Результат такого воспитания ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. «Мамино сокровище» Результат: мальчик не может усвоить традиционно мужскую роль, а девочка - традиционно женскую ( если оно «папина дочка».
«Паинька» Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия Другой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе. «Болезненный ребенок» Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.
«Ужасный ребенок» Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться. «Золушка» Результат: ребенок вырастает приниженным, не уверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.
Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка, но нужно учитывать нравственные типы которые определяются в основном степенью развития рассудка, разума и духовно-нравственной сферой. Ошибки родителей в воспитании связаны с невниманием к особенностьям личности ребенка.