Корпоративное управление и управление государственными долями Концепция и её осуществление в рамках федеральной администрации и на предприятиях федерации д-р Вильгельм Вильтинг Федеральное министерство финансов
Структура 1. Основы 2. Корпоративное управление и предприятия частноправового статуса (АО, ООО) 3. Корпоративное управление и предприятия публичноправового статуса (агентства) 4. Управление федерацией принадлежащими ей государственными долями 5. Парламент и Федеральная счетная палата
1. Основы Государство как предприниматель Цели – требования исходя из бюджетного законодательства Опыт – адекватное воздействие на предприятия со стороны федерации как собственника Последствия – четкая целевая установка / четкие правила / надлежащее управление предприятием и государственной долей
1. Основы Уровни реализации – предприятие и федерация Предприятие: законодательство о хозяйственных обществах, а также рекомендации / советы по надлежащему управлению предприятиями (корпоративное управление) Федерация: бюджетное законодательство, нормативно-правовые положения, а также рекомендации / советы по управлению государственными долями
2. Корпоративное управление и предприятия частноправового статуса Федерация преимущественно участвует в предприятиях частноправового статуса. Это – испытанная в экономической жизни и гибкая организационная форма, в частности, в отношении управления предприятием и контроля Отчетность и аудит привязаны к этой организационной форме.
2. Корпоративное управление и предприятия частноправового статуса Воздействие со стороны государства через законодательство о хозяйственных обществах Орган руководства предприятия – указания, насколько возможно и адекватно Наблюдательный орган – направление квалифицированных членов Представители в собраниях акционеров (совладельцев), получившие соответствующие указания
2. Корпоративное управление и предприятия частноправового статуса Цель: управление предприятием в интересах собственников, а не менеджеров Реализация: улучшение структур и процессов работы на предприятиях Инструмент: улучшение законодательных рамок, а также добровольные правила, которые должны быть соблюдены членами правлений и наблюдательных органов
2. Корпоративное управление и предприятия частноправового статуса Корпоративное управление и собственник (совладелец) в лице федерации Интерес как любой другой собственник Кроме того: осуществление специфической публичной целевой установки в связи с данным предприятием Кодекс публичного корпоративного управления федерации
3. Корпоративное управление и предприятия публичноправового статуса Предприятия публичноправового статуса как исключение Преимущественно в виде агентств Преимущество: гибкая структура; государственный контроль Недостатки: учреждение, как правило, на основе закона, поэтому такие структуры громоздки и мало адаптируемы.
3. Корпоративное управление и предприятия публичноправового статуса Налогообложение и отчетность В принципе как частное предприятие в части предпринимательской деятельности, но не в части выполнения суверенных задач Отчетность (предпринимательский баланс; МСФО; налоговый баланс)
4. Управление федерацией принадле- жащими ей государственными долями Управление государственными долями как часть исполнительной власти Воздействует как собственник на предприятие Имеет для этого собственные правила Независимо от этого: роль исполнительной власти как наблюдательное ведомство или регулятор
5. Парламент и Федеральная счетная палата Права парламента в рамках составления бюджета и бюджетной отчетности Права парламента по отношению к публичным предприятиям ограничены – во внешних отношениях исполнительная власть выступает как собственник в рамках собственной ответственности Регулярное информирование парламента и общественности путем выпуска доклада о долевых участиях федерации
5. Парламент и Федеральная счетная палата Широкие права Федеральной счетной палаты Федеральная счетная палата получает информацию и документы о деятельности федерации по отношению к предприятиям Проведение проверок на предприятиях Уведомление правительства и парламента