В ВЕДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативно-правовая база: Федеральный уровень - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г Окружной уровень - Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры т г., 732 «О пилотном введении ФГОС ООО в образовательных учреждениях ХМАО-Югры» Муниципальный уровень - Распоряжение главы администрации города от г., 2355-ра «О пилотном введении ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях муниципальной системы образования города Пыть-Ях в учебном году»
Новизна ФГОС Переход от школы информационно- трансляционной к школе деятельностной: в начальной школе формируются первичные навыки самостоятельного поиска знаний; в основной школе осуществляется самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач в старшей школе полученные знания применяются в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
При традиционной системе учитель транслирует, а ученик получает готовую информацию. При введении ФГОС учитель организует деятельность ученика, а ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, полученной в ходе самостоятельной работы.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований: требования к результату образования; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации стандарта.
В качестве основного результата образования в Стандарте нового поколения выступает овладение учащимися набором универсальных учебных действий (УУД): Возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.
Понятие и сущность УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Портфолио – индивидуальная накопительная папка, которая позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником на различных видах деятельности.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование. Родители обучающегося обязаны: обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы; обеспечить выполнение обучающимися домашних заданий родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих её деятельность. родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования. родители обязаны извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.