Роль словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка в свете НПТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с текстом Урок комплексного повторения В 10 классе.
Advertisements

Урок литературы по сказкам А. С. Пушкина А. С. Пушкин Арина Родионовна
Урок литературы по сказкам А. С. Пушкина А. С. Пушкин Арина Родионовна
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна,
Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии Учитель русского языка и литературы Зимина И.В.
ВЫПОЛНИЛА: Приданова Е.П. учитель начальных классов ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» Формирование у уч-ся начальных классов орфографической.
МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» Тегульдетский район Образовательный проект «Орфография на пять» Малёнкина Лариса Владимировна Малёнкина.
Словарная работа – залог повышения грамотности и развития речи.
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!».
Организация игр на уроках русского языка. Для многих обучающихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности.
Семинар - практикум для учителей начальных классов для учителей начальных классов « Школа молодого педагога » Подготовила руководитель МО учителей начальных.
Использование ИКТ для развития словарного запаса у обучающихся 5-6 классов СКОУ V вида во внеурочной деятельности. Выполнила: учитель-логопед первой категории.
Транксрипт:

Роль словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка в свете НПТ

План 1.Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку. 2.Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка. 3.Значение словарной работы на уроках русского языка

В русском языке существует большое количество слов с традиционным написанием. Эти слова в школьной практике принято называть трудными. Наибольшую трудность для учащихся школы представляют слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, потому что правильность написания их не определяется ни правилами, ни произношением – их надо запомнить. Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому её оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью,- это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории, черчения и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей..

Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания. Выбор словесных, наглядных или практических методов и приёмов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависит от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Слова с непроверяемыми безударными гласными надо использовать при составлении текстов упражнений, вводить эти слова в повседневную речь школьников

Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения.

Словарная работа Балда – это лесная кривулина, толстое корневище, палица, дубина Толоконный лоб – глупый человек, дурак Полба – особый вид пшеницы Оброк – дань, деньги

Словарная работа Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода Кичка – старинный женский головной убор Чупрун – чуб, хохол

Словарная работа Очи – глаза Очи – глаза Перст – палец Перст – палец Сенная девушка – служанка Сенная девушка – служанка Черница - монахиняЧерница - монахиня

Кто из героинь олицетворяет добро, а кто зло? Царевна - добро Царица - зло

Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.

Словарная работа Бояре – богатые и знатные люди, приближенные царя Бояре – богатые и знатные люди, приближенные царя Палата – большой зал во дворце Палата – большой зал во дворце Витязь – богатырь, храбрый воин Витязь – богатырь, храбрый воин Светлица – светлая, чистая комната Светлица – светлая, чистая комната

Словарная работа Рать – войско Рать – войско Стан – лагерь Стан – лагерь Яства – еда, пища Яства – еда, пища

Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвало бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Задание 1. 1.Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили мебель. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. 6. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. 7. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины…

Задание 2.

Задание 7. Найдите действительные причастия прошедшего времени. Выпишите их с определяемыми словами. Отметьте окончания причастий.

Система методических приёмов и упражнений картинное письмо, зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, диктанты «Проверяю себя», устный диктант, контрольный диктант; загадки; дописывание стихотворений словарными словами; подбор слов с заданной безударной гласной или другой необходимой орфограммой; запись пропущенных букв и составление предложений со словами; запись слов по темам, видовым признакам; определение словарных слов в предложениях, стихотворениях; преобразование слов; этимологические справки по изучаемым словам; работу с орфографическим словарём.

Виды словарной работы в 5 классе по теме « Имя существительное»

Из группы имён существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода Запад, север, матрос, инструмент, верстак; защита, природа, география, свобода, верёвка; болото, естествознание, долото, железо, расстояние.

3.Записать рядом с именами существительными мужского рода парные имена существительные женского рода: Пассажир – Партизан – Сосед – Хозяин –

Поставить имена существительные во множественном числе: Адрес – Библиотека – Болото – Коллекция – Верстак –

7.Поставить имена существительные в нужный падеж: находиться в (отряд), любуюсь (горизонт), ковать (железо), идти в (колонна), вырезать из (картон), беречь (природа), заниматься (физкультура).

.Просклонять словарные слова – имена существительные 1, 2, 3 склонения:.Просклонять словарные слова – имена существительные 1, 2, 3 склонения: граница, конверт, жизнь.

.К данным прилагательным подобрать имена существительные с непроверяемыми безударными гласными: Зимние (каникулы) Столярный (инструмент) Вкусный (творог) Сильный (матрос) Зелёная (равнина) Необитаемый (остров) Богатая (коллекция)

.К данным словам подобрать однокоренные существительные. Подчеркнуть безударные непроверяемые гласные. Заботливый (забота) Картонный (картон) Металлический (металл) Столичный (столица) Свободный (свобода) Географический (география)

.Закончить предложения однородными членами – существительными, в которых есть непроверяемые гласные в корне: На верстаке лежат инструменты: (молоток, долото, стамеска). Мне нравятся предметы: (география, естествознание, физкультура).

12.Данные имена существительные распределить в три столбика соответственно склонениям: беседа, железо, остров, север, столица, естествознание, география, область, расстояние, космос.

13.Данные имена существительные заменить близкими по значению словами: Водитель (шофёр) Перерыв (антракт) Раздевалка (гардероб) Врач (хирург) Дорога (шоссе) Набор мебели (гарнитур) Главный город (столица) или Москва (столица)

15. Подобрать имена существительные с непроверяемыми безударными гласными, которые являются названиями одежды, обуви, профессии людей: Пальто… Ботинки… Токарь…

16. Написать имена существительные (в два столбика), которые являются названиями машин, орудий труда: Эскалатор, экскаватор, комбайн, трактор, велосипед, долото, ножницы, стамеска, автобус, рубанок, топор, напильник.

Как видно, виды словарной работы разнообразны не только по форме, но и по степени трудности. Использование того или иного вида работы зависит от темы урока, степени подготовленности учащихся. Качество словарной работы достигается при соблюдении следующих методических рекомендаций: Систематическая работа со словарными словами на каждом уроке; Контроль за усвоением словарных слов (проведение тех видов работ, о которых шла речь выше, включение их в разные виды самостоятельной работы); Включение словарных слов в домашние задания; Работа с орфографическим словарем, словарем учебника, словариками учащихся. Учитель не должен перегружать урок словарной работой в ущерб прохождению основной темы.