Леворукий ребенок Я умом все понимаю, объясняет мама леворукого мальчика, понимаю, что это не порок, но смотреть, как он пишет левой рукой, не могу.
Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 % (в России леворуких людей 4 – 7%, в США – 13%.). Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы(от лат. ambo оба, dexter правый) - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью.
Доказано, что 50% детей становится леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если один из родителей леворук, и 6,3% - если в семье не было леворукого.
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального
Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки. псевдолеворукость.
«Скрытое левшество» морфологические признаки: большая величина левой руки; больше вен на тыльной стороне левой руки; ноготь левого мизинца шире правого мизинца; преобладание мимики слева (посмотреться в зеркало); одна нога полнее другой, шире ступня;
«Скрытое левшество» функциональные признаки: пальцы «в замок»; «поза Наполеона» (переплетение рук на груди); послушай часики на руке (колокольчик, мобильный телефон); сверни трубу и посмотри в неё; подай даме букет цветов и встань на колено; закинуть ногу на ногу; не отрывая карандаш нарисовать много кружков, накладывающихся один на другой; помешать ложечкой сахар в чае
Методы определения ведущего глаза: - моргнуть одним глазом (закрывается неведущий глаз); - рассмотреть предмет в «подзорную трубу» (смотрит ведущий глаз); - фиксирование предмета через лист плотной бумаги (с вырезанным в центре отверстием) на расстоянии 2 – 3 см от предмета. - через лист бумаги с отверстием на расстоянии вытянутых рук смотреть двумя руками на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ребёнком
Методы определения ведущего уха: - оценить громкость тиканья часов (одним и другим ухом); в первый раз часы подносятся к ведущему уху; одинаково ли слышит ребёнок тиканье часов разными ушами; - испытуемому что – говорится шёпотом (чтобы легче и быстрее слышать он подставляет ведущее ухо);
Методы определения ведущей руки: - хлопать в ладоши (ведущая рука сверху); - погладить игрушку (котёнка, собачку), держа её в руке (гладит ведущая рука); - предлагается найти спичку в одном из коробков (открывает и закрывает коробок ведущая рука;* - открыть и закрыть баночки с отвинчивающимися крышками (неведущая рука держит баночку, ведущая – открывает и закрывает); - протереть тряпкой классную доску, парту, окно, подоконник (держит тряпку и протирает ведущая рука); - поймать мяч одной рукой (ловит ведущая рука); - рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой; переплетение пальцев рук (сверху при переплетении большой палец ведущей руки); - «поза Наполеона» (скрещивание рук; кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки).
Методы определения ведущей ноги: - подпрыгивание на одной ноге; - шаг вперёд и шаг назад; - вставание на стуле на колени (нога, выполняющая движение первой считается ведущей)# - выполнение прыжка в длину (толчковая нога является ведущей); - закидывание ноги на ногу (сверху оказывается ведущая нога); - делать несколько скачков через скакалку (первой поднимается ведущая нога); - измерение длины шага (шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей).
Индивидуальные профили. Их характеристики ППП - "чистые" правши ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, - праворукие ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ - праворукие ААА, АПП, АПА, ААП - амбидекстры АЛЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ - амбидекстры ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА - леворукие ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА - леворукие ЛЛЛ - "чистые" левши
В июне 1985 года состоялся I Всесоюзный семинар «Охрана здоровья леворуких детей». На семинаре были приняты следующие решения: отказаться от переучивания леворуких детей разработать методические рекомендации по учебной работе левшей обязать медицинских работников педагогических учреждений выявлять леворукость при диспансеризации детей с внесением данных об этом в амбулаторные карты Если леворукий ребёнок был переучен в дошкольном возрасте, то категорически противопоказано «двойное» переучивание после 1-ой четверти 1-го класса.
Трудности при формировании навыков письма, чтения и счета восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп; формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр); выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник); копирования; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; очень медленный темп письма.
Рекомендации в практику школьного обучения. необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа; не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо; категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма; любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
Рекомендации в практику школьного обучения. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию; необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка; никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Специфика познавательной деятельности Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк; Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве; Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности; Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания; Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Рекомендации учителю: При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требование от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение. Следует так же принимать во внимание еще один фактор при выборе рабочего места: это ведущий глаз парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося.
10 советов педагогам и родителям леворукого ребенка Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать. Помните, что леворукость индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка. Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
10 советов педагогам и родителям леворукого ребенка Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. При обучении письму используйте Прописи для леворуких детей. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.