ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит … Б.А. Слуцкий
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС): требования к результату
Группы навыков Освоение знаний, самостоятельное приобретение, перенос знаний НАВЫКИ Выражение ценностных суждений и своей позиции Разрешение проблем и проблемных ситуаций Рефлексия, определение личностных смыслов Самоорганизация и саморегуляция СотрудничествоКоммуникация Использование ИКТ для обучения и развития
В каких условиях обучать?
Цель Цель управленческой деятельности учителя: создание условий для успешной деятельности учащихся
Условия реализации деятельностного подхода Предоставлять учащимся возможность знакомиться с различными идеями и мнениями Учить задавать вопросы и высказывать свои версии и идеи Предоставлять учащимся возможность размышлять Убедить учащихся, что они могут высказывать свои мнения, не рискуя быть высмеянными Учить выслушивать и с уважением относиться к мнению других учащихся, но иметь право не соглашаться с ними
Условия реализации деятельностного подхода Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений Способствовать активной дискуссии Стимулировать рефлексию Предоставлять возможность для приобретения опыта критического мышления Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения
Как обучать?
В условиях работы по ФГОС главной особенностью подготовки урока является моделирование деятельности учащихся на основе использования системы учебных задач (заданий), направленных на обеспечение запланированных результатов
Структура учебной деятельности 1. Учебные ситуации и задачи как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися 2. Учебные действия, направленные на решение соответствующих задач 3. Контроль как соотношение действия и его результата с заданными образцами 4. Оценка как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности
Модель обучения ТехникаТехника – совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле ПриёмПриём – конкретный способ деятельности по достижению поставленной задачи Модель обучения Приёмы Средства Педагогическая техника Методы Формы Дидактическая основа
Техники присоединения Техники управления Техники подкрепления Техники обучения
Техника постановки вопросов (Как задавать вопросы?) 1. Два вида вопросов: –ненаправленный вопрос («Какой треугольник называется равнобедренным?.. Отвечать будет… Володя»); –направленный вопрос («Володя, вопрос тебе… Какой треугольник называется равнобедренным?») Второй вид вопроса эффективнее, т.к. у статистического большинства учеников возникает законный интерес: «Ответит ли?» Поэтому и сам ответ, и реакция учителя выслушиваются классом. Практика показывает, что наилучшее соотношение – два направленных вопроса и один ненаправленный
Техника постановки вопросов (Как задавать вопросы?) 2. Планирование вопросов с учётом возможностей, интересов учащихся Если ваша цель состоит не в демонстрации незнаний ученика, а в обучении его и личностном развитии, вы зададите такой вопрос, на который ученик сможет ответить
Техника постановки вопросов (Как задавать вопросы?) 3. Очень важно поставить вопрос так, чтобы он стимулировал ученика к размышлению, анализу, выбору вариантов Сравните варианты постановки вопроса в следующем примере: -Что такое равнобедренный треугольник? - Как убедиться, что данный треугольник равнобедренный? Видоизменяйте способ постановки вопроса, учитывая возможности учеников (см. пункт 2)
Техника постановки вопросов (Как задавать вопросы?) 4. Используйте правильно паузу для ожидания ответа Большинству учеников требуется от 6 до 9 секунд, для того чтобы отвечать даже не содержательно, а технически – только открыть рот и начать что-то говорить
Техника постановки вопросов (Как задавать вопросы?) 5. Каким бы ни был ответ, найдите способ похвалить ученика Не торопитесь выискивать недостатки, лучше подчеркните достоинства, после чего задайте уточняющий вопрос другому ученику. В последующем вопросе не должно быть даже косвенной критики предыдущего ответа. Никогда не повторяйте правильный ответ учеников, учите их слушать и слышать друг друга
Техники подкрепления обучения 1. Использование позитивных предложений 2. Маскировка негативных предложений 3. Невербальное дисциплинирование
Маскировка негативных предложений 1. Позитив перед негативом: «Я хочу, чтобы вы слушали. Слишком много разговоров в классе!» Класс запомнит последнее предложение. В памяти последнее впечатление гораздо более живо, чем предшествующее 2. Позитив после негатива: «Как много разговоров. Класс, я хочу, чтобы вы слушали». Такая фраза может быть применена, если класс не осознаёт своего неуместного поведения (не специально шумит). Говорить нужно спокойно. 3. Позитив - негатив – позитив: «Мне нужна тишина в классе. Очень много разговоров. Поднимите глаза и слушайте». Преимущество этой фразы в противопоставлении «негатив – позитив»
Способы и техники формирования групп Группы, сформированные по желанию Группы, сформированные лидером Группы, сформированные учителем "Случайные" группы
Приёмы работы с информационным текстом Знаем – хотим узнать – узнали (ЗХУ) Инсерт Кластеры Концептуальная таблица Конструктор «События» Алгоритм конструирования урока
Спасибо за внимание! Удачи в творчестве!