Методы воспитания. План 1. Понятие и сущность методов воспитания 2. Классификации методов воспитания 3. Методы и способы влияния 4. Формы и средства воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические основы методов воспитания. План: Понятие и сущность методов воспитания Приемы воспитания Принципы закономерности воспитания Основные теории.
Advertisements

Педагогика. Методы воспитания
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Основы деятельности классного руководителя Классный руководитель педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры,
Кто не может взять лаской, тот не может взять строгостью. А.П. Чехов.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Ракчеева Ю.В., воспитатель д/с «Солнышко», СП МОУ ОУСШ, 2010 г.
Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.
Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания Автор Чебан Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ5 Г.Воскресенска.
Презентация опыта воспитательной работы классного руководителя 7 класса МОУ СОШ 7 Свечкаревой Ирины Михайловны.
Методы воспитания Составлено на основе программ: к.п.н., доц. Нечаева М.П. и к.п.н., доц. Маленковой Л.И. Метод воспитания – это «инструмент» прикосновения.
Транксрипт:

Методы воспитания

План 1. Понятие и сущность методов воспитания 2. Классификации методов воспитания 3. Методы и способы влияния 4. Формы и средства воспитания 5. Внеурочная деятельность

Методы воспитания: понятие и классификация Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Классификация методов по источникам передачи содержания Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.) Наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)

Другая классификация методов: 1. методы формирования сознания; 2. методы формирования поведения; 3. методы формирования чувств и отношений; 4. методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Методы формирования сознания Предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Они обращены к сознанию личности, К интеллектуальной, потребностно- мотивационной, эмоционально- словестной сферам личности. Основной инструмент – слово, сообщение, информация, её обсуждение.

Методы организации деятельности и формирования поведения Это практические методы. Они используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно ориентированной деятельности воспитуемых.

Педагогическое требование- предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и его группах. Требование выражается: как совокупность правил общественного поведения; как конкретное указание о выполнении какого – либо действия; как просьба, совет.

Формы требований Прямые (имеют вид, приказания, указания, инструкции, отмечаются решительным тоном, особенно на начальном этапе). Косвенные (предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников).

Требования заключены в правилах поведения учащегося, уставе школы, распорядке, режиме дня образовательного учреждения. В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма. Все подчиняются требованиям.

Общественное мнение- выражение группового требования. Используются в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядов на жизнь всех членов группы.

Методы формирования чувств и отношений Стимулируют познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки Они направлены на анализ и оценку результатов воспитания. Основная функция - оценка степени достижения целей воспитания, т. е. его эффективности и оценка профессионализма учителя. Их относят к методам самовоспитания.

Методы самовоспитания и самообразования Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.

Основные методы самовоспитания Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

Методы влияния Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

Основные способы влияния убеждение; внушение; заражение; подражание.

Убеждение Включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.

Внушение Как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение, носящее эмоционально- волевой характер, основывается на доверии.

Заражение Чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, оно основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций.

Подражание Это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражания снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

Формы воспитания Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

Средства воспитания Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт) Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства) Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа) Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)

Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают: сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения; показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя; пережить счастливые минуты единения; дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.

Внеурочная деятельность 1. Познавательная 2. Ценностно- ориентационная 3. Общественная 4. Эстетическая 5. Досуговая

Познавательная деятельность Служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей. Формы: экскурсии, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, конференции, аукционы знаний.

Ценностно-ориентационная деятельность Скорее психологическое формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм жизни людей. Формы: беседы по социальной- нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии.

Общественная деятельность Предполагает участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых акциях. Формы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, вечера, праздники.

Эстетическая деятельность Развивает художественные вкусы, интересы, культуру и способности. Формы: инсцеровки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, музеи, посещение театра и др.

Досуговая деятельность Содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, а учитель- взрослый, но не сторонний наблюдатель. Формы: игры, праздники, дни рождения, соревнования, прогулки, походы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! КОНЕЦ