Методы воспитания
План 1. Понятие и сущность методов воспитания 2. Классификации методов воспитания 3. Методы и способы влияния 4. Формы и средства воспитания 5. Внеурочная деятельность
Методы воспитания: понятие и классификация Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.
Классификация методов по источникам передачи содержания Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.) Наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)
Другая классификация методов: 1. методы формирования сознания; 2. методы формирования поведения; 3. методы формирования чувств и отношений; 4. методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Методы формирования сознания Предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Они обращены к сознанию личности, К интеллектуальной, потребностно- мотивационной, эмоционально- словестной сферам личности. Основной инструмент – слово, сообщение, информация, её обсуждение.
Методы организации деятельности и формирования поведения Это практические методы. Они используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно ориентированной деятельности воспитуемых.
Педагогическое требование- предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и его группах. Требование выражается: как совокупность правил общественного поведения; как конкретное указание о выполнении какого – либо действия; как просьба, совет.
Формы требований Прямые (имеют вид, приказания, указания, инструкции, отмечаются решительным тоном, особенно на начальном этапе). Косвенные (предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников).
Требования заключены в правилах поведения учащегося, уставе школы, распорядке, режиме дня образовательного учреждения. В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма. Все подчиняются требованиям.
Общественное мнение- выражение группового требования. Используются в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядов на жизнь всех членов группы.
Методы формирования чувств и отношений Стимулируют познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки Они направлены на анализ и оценку результатов воспитания. Основная функция - оценка степени достижения целей воспитания, т. е. его эффективности и оценка профессионализма учителя. Их относят к методам самовоспитания.
Методы самовоспитания и самообразования Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.
Основные методы самовоспитания Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение
Методы влияния Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
Основные способы влияния убеждение; внушение; заражение; подражание.
Убеждение Включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.
Внушение Как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение, носящее эмоционально- волевой характер, основывается на доверии.
Заражение Чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, оно основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций.
Подражание Это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражания снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.
Формы воспитания Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
Средства воспитания Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт) Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства) Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа) Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)
Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают: сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения; показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя; пережить счастливые минуты единения; дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.
Внеурочная деятельность 1. Познавательная 2. Ценностно- ориентационная 3. Общественная 4. Эстетическая 5. Досуговая
Познавательная деятельность Служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей. Формы: экскурсии, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, конференции, аукционы знаний.
Ценностно-ориентационная деятельность Скорее психологическое формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм жизни людей. Формы: беседы по социальной- нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии.
Общественная деятельность Предполагает участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых акциях. Формы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, вечера, праздники.
Эстетическая деятельность Развивает художественные вкусы, интересы, культуру и способности. Формы: инсцеровки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, музеи, посещение театра и др.
Досуговая деятельность Содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, а учитель- взрослый, но не сторонний наблюдатель. Формы: игры, праздники, дни рождения, соревнования, прогулки, походы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! КОНЕЦ