Место психологии и педагогики в системе наук
План: 1. Психология как отрасль научного знания. 2. Педагогика как наука. 3. Взаимосвязь педагогики и психологии и их место в жизни и деятельности людей.
1. Психология как отрасль научного знания. Основным психологии является человек. Основным объектом психологии является человек. Основная задача - познание истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель ность человека. Психология в переводе с греческого - учение, знание о душе («психе» - душа, «логос» - учение, знание). Психология - это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Основные функции разрабатывает психологическую теорию, выявляет закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов. как фундаментальная наука разрабатывает психологическую теорию, выявляет закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов. как прикладная -формулирует рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Предметом изучения психологии является психика. Формы существования психического: 1. Психические процессы человека: а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые. 2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.). 3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности). 4. Психические состояния: а) функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) б) общие.
2. Педагогика как наука. Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существует три концепции: I. I. Педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.); II. II. Педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания; III. III. Педагогика это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». Т.е. объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Предмет педагогики - образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Функции педагогики Теоретическая 1 1 ) описательная, или объяснительная - изучение передового и новаторского педагогического опыта; 2) диагностическая - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3) прогностическая - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. Технологическая 1 ) Проективная - связана с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер; 2) преобразовательная - направлена на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; 3) рефлексивная и корректировочная - предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
3. Взаимосвязь педагогики и психологии и их место в жизни и деятельности людей. Конкретно-методологические принципы психолого-педагогических исследований: 1. Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. 2. Личностный подход, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель (признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение). Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. 4. основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. 4. Полисубъектный(диалогический) подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования Культурологический подход - освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности Этнопедагогический подход. 7. К.Д.Ушинский) - системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. 7. Антропологический подход (К.Д.Ушинский) - системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Методы психолого-педагогических исследований: Методы психолого-педагогических исследований: методы эмпирического познания педагогических явлений методы теоретического исследования
Методы эмпирического познания: 1) целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал; включает : 1) Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал; включает : а) определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); а) определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); в) выбор способа наблюдения (как наблюдать); в) выбор способа наблюдения (как наблюдать); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). включенное (когда исследователь становится членом группы, в которой ведется наблюдение) включенное (когда исследователь становится членом группы, в которой ведется наблюдение) невключенное («со стороны»); открытое и скрытое (инкогнито); невключенное («со стороны»); открытое и скрытое (инкогнито); сплошное сплошное выборочное. выборочное. 2) 2) Опрос: а) Беседа - проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. а) Беседа - проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. б) Интервьюирование - исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто. б) Интервьюирование - исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто. в) Анкетирование метод массовою сбора материала с помощью анкеты. в) Анкетирование метод массовою сбора материала с помощью анкеты.
4) письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д.). 4) Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д.). 5) (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний). 5) Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний). 6) - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях : 6) Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях : а) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); а) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); б) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); б) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); в) аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций). в) аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций). естественный (в условиях обычного образовательного процесса) естественный (в условиях обычного образовательного процесса) лабораторный лабораторный констатирующий ( устанавливающим только реальное состояние дел в процессе) констатирующий ( устанавливающим только реальное состояние дел в процессе) преобразующий (определение условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или детского коллектива). преобразующий (определение условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или детского коллектива).
Методы теоретического исследования: - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. Индуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. - от общего суждения к частному выводу. Дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.