Дедурина Светлана Ивановна, учитель биологии Краснолиманской ОШ 4, специалист высшей квалификационной категории, «старший учитель»
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Н. Рерих
Проблема, над которой работает учитель Проблема, над которой работает учитель «Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии» «Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии»
Формирование универсальных учебных действий – путь к повышению качества образования, раскрытию способностей учащихся, подготовке к жизни в современном высокотехническом конкурентном мире
Невнимательность, неудовлетворенность Индивидуальный подход к каждому ученику Современный метапредметный урок Создание пространства для самореализации при обучении Повышение уровня предметных, метапредметных компетентностей Приёмы формирования УУД
Демонстрация эффективных методов и приёмов формирования УУД Создание среды для профессионального общения между участниками мастер-класса Представление элементов деятельности по теме опыта работы Ожидаемый результат: повышение мотивационной активности участников мастер-класса
Универсальных учебных действий Комму- никативные РегулятивныеЛичностные Познаватель- ные
Личностные универсальные учебные действия действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения. участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений (портфолио).
Регулятивные универсальные учебные действий действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность. «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Познавательные универсальные учебные действий действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: «найди отличия»; «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действий действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми. составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; магнитофонный опрос; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Этапы формирования УУД на уроках биологии 1 этап - вводно –мотивационный 2 этап - открытие биологических знаний 3 этап - формализация знаний 4 этап - обобщение и систематизация
Преобразование темы урока в педагогическую задачу: Какую капусту не едят зайцы? Значение водорослей. Витамины – польза или вред? Внешнее и внутреннее строение корня.
Преобразование темы урока в педагогическую задачу: Какую капусту не едят зайцы? Значение водорослей. «Мал золотник – да дорог» Витамины –польза или вред? Корень – якорь, насос, хранилище. Внешнее и внутреннее строение корня.
Анимирование темы урока Анимирование темы урока ?
Ребусы
Ребусы ФОТОСИНТЕЗОДНОДОЛЬНЫЕ
Игровые приёмы Три письма без обратного адреса Определите авторов (работа в группах) Познакомьтесь с письмами и расскажите о их содержании в форме «кластера»
Метод «Прес» Позиция – аргументирование - пример - -вывод - Позиция-выскажите своё мнение: «Я считаю, что …» - Обгрунтування: «Потому что…», «Так как…» - Пример, факты …. -Вывод (обобщение своего мнения): «Таким образом, я считаю…», «Поэтому…». ? Почему млекопитающих считают высокоорганизованной группой животных по сравнению с пресмыкающимися, от которых они происходят?
Приём «перекрестная дискуссия» Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, т.е. поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы. Форма таблицы для перекрестной дискуссии Задание: 1. Приведите аргументы «Благо», «Зло». 2. Предложите вопрос для перекрёстной дискуссии. Аргументы «Благо»Вопросы для дискуссииАргументы «Зло» Последствия исчезновения насекомых
Модельный метод
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон Метод проекта Проблема: Скелет человека и научно- технический прогресс» Тема проекта: «Скелет человека 22-го века» Используя знания о методе проекта, учитывая развитие научно-технической цивилизации создайте проект скелета человека 22-го века. В вашем арсенале бумага, цветные листы, маркеры, клей, ножницы.
- за активность; - познавательную инициативу; - любые усилия, направленные на решение задачи; - любой ответ, даже не верный. Поощрение детей: - за активность; - познавательную инициативу; - любые усилия, направленные на решение задачи; - любой ответ, даже не верный.
Что же дают универсальные учебные действия? возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения умение искать и использовать необходимые средства и способы их достижения умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты создание условий для развития личности и ее самореализации мастерство сотрудничества со взрослыми и сверстниками готовность к непрерывному образованию ВЫСОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ! умение ставить учебные цели
Результаты учащихся
Результаты учителя
калейдоскоп
Спасибо за внимание! Творческих успехов!