«Методика педагогических исследований»
Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских задач.
Методология разрабатывалась В.В Краевским и А.М.Новиковым
1. Знание педагогических методов 2 Обеспечение всесторонности получение об изучаемом явлении
3. Развитие педагогической науки 4. Получение объективной информации
Наличие целей исследования с учетом развития науки и потребностей практики
Изучение процессов в исследовании с позиции их динамики
Комплексное рассмотрение изучаемой проблемы ( с позиции философии, психологии, социологии, физиологии)
Наличие теоретической и практической части исследования( анкетирование, эксперимент)
Высший философский уровень – на нем определены основные понятия для методологии
Обще – научная методология – это теоретические концепции применяемые в целом в педагогике
Конкретно – научная методология- совокупность методов применяемых для решения конкретной проблемы
Технологическая методология – набор процедур обеспечивающих получение достоверного практического материала
Системный подход – наиболее распространен в педагогике и других науках. Рассматривается как система по следующим параметрам:
элементы системы изучение иерархии элементов взаимосвязь изучаемого явления с окружающей средой функции исследовательского явления описание этапов развития.
Личностно – деятельностный подход. В основе исследования находится отдельная личность. Исследователь проводит отдельную работу по организации деятельности одной личности и описывает происходящие с небольшими изменениями
Этно – педагогический подход. Основной акцент в исследовании делается на изучении педагогических явлений в зависимости от этнической или национальной принадлежности человека ( влияние обрядов, традиций)
Полисубъективный или идеологический подход – основное внимание в исследовании выделяются общению, исследованием, психологичскому климату в коллективе
Единство теории и практики – теория доказывается практикой, практика без теории не система и нецелеустремленна
Творческий подход к исследуемой проблеме– открытие чего то нового в науке
Исторический подход к исследуемой проблеме любое исследование включает исторический анализ проблемы.
Принцип всесторонности – новые выводы делаются на основе многочисленных факторов.
Принцип всесторонности изучения педагогического явления – максимально-полное изучение проблемы
Принцип логичности – постепенное разворачивание по донаучной мысли
Принцип диалектичности – раскрытие положительных и отрицательных сторон изучаемого явления
Принцип детерминизма – это обязательное объяснение причинно- следственной связи.
Принцип наличия внешних и внутренних условий – описание педагогических условий, способствующих развитию какого-либо объекта
Принцип развития – любое явление рассматривается в динамике.