ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ учитель-логопед Соколовская Наталья Петровна МОУ «Саракташская СОШ 3» Саракташского района Оренбургской области
Особенности развития психических процессов у современных детей во многом зависят от сформированности слухового и зрительного восприятия. Поэтому изучение данного вопроса актуально. Слуховое восприятие непосредственно связано с развитием речи, c так называемым речевым слухом, с состоянием фонематического слуха. Несформированность фонематического восприятия отражается как в устной, так и письменной речи. Зрительное восприятие является важным условием правильной ориентировки ребёнка в окружающем предметном мире, оно лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - изучить особенности слухового и зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением письменной речи и составить комплекс методических игр, заданий и упражнений ЗАДАЧИ Изучение литературы по проблеме исследования. Разработка методики констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента. Выявление уровня сформированности слухового и зрительного восприятия у младших школьников с дисграфией. Разработка методических рекомендаций по развитию слухового и зрительного восприятия у детей лет. Проведение сравнительной диагностики эффективности разработанного комплекса заданий и упражнений на развитие слухового и зрительного восприятия.
Определение уровня развития слухового и зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с дисграфией Для исследования были выбраны методики Немова Р.С., Лалаевой Р.И., Ткаченко Т.А. слуховое восприятие МЕТОДИКИ «Что звучит?» «Что в коробочке?» «Отстучи ритм» зрительное восприятие МЕТОДИКИ «Спрячь предмет» «Фигуры Попельрейтера» «Большой - маленький»
В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы : 1. Слуховое и зрительное восприятие формируется неравномерно и не соответствует возрасту у детей с дисграфией. 2. Сопоставление данных полученных с помощью различных методов обнаруживает у детей с дисграфией нарушение процесса восприятия 3. При своевременной диагностике и правильной организации специальных занятий по развитию слухового и зрительного восприятия возможно улучшение процесса письма у детей с нарушением письменной речи. 4. Развитие слухового и зрительного восприятия тесно связано с формированием мышления, памяти и других психических функций.
Комплекс дидактических игр, направленных на развитие слухового и зрительного восприятия слуховое восприятие О чем говорит дом?» «Узнай шум» «Волшебные коробочки» «Где шумит?» «Барабан» «Сделай, как я» «Я сержусь» «Кто говорит?» зрительное восприятие «Обмен одеждой» «Найди фигуру» «Какие предметы изображены?» «Найди отличия» Что не нарисовал художник?» «Составь картинку» «Круг, треугольник, квадрат»