Урок
Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. (М. Раскатов.)
Тема урока: « местоимения»
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать местоимения. Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. 2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Местоимение Местоимение указывает на предмет, признаки и количество, но не называет их.
Местоимение отвечает на вопросы: Кто? Я, ты, он, кто-то, никто. Что? Ничто, что-то, что-нибудь. Какой? Такой, каждый, всякий. Чей? Мой, твой, ваш, наш. Сколько? Несколько
Местоимения склоняются по падежом Например: возьмем личные местоимение Я Именительный: Кто? – Я Родительный : кого?– Меня Дательный:кому? – Мне Винительный:кого? – Меня Творительный:кем? – Мной Предложный о ком?– обо Мне
Упражнение 11.стр.45. Устно
Вопросы по текста: «Почему хорошо на свете?» 1. О чём спросил молодой Скворушка у Солнышка? 2. Что ответило ему Солнышко? 3. Какие есть предложения в тексте? Приведите примеры.
Что такое предложение? Какие бывают предложения?
Предложения бывают:.Повествовательные (хабарлы с ө йлем); Вопросительные (С ұ раулы с ө йлем); Восклицательные (Лепті с ө йлем)
Приведите примеры из тексту 1. Молодой Скворушка научился летать.
Это повествовательного предложения.
Почему так хорошо на белом свете?
Это Вопросительного предложения.
Хорошо кругом!
А это восклицательного предложения.
Упражнение 12 стр.46. письменно
Упражнение 14.стр.46. устно
Вопросы по тексту: «В автобусе» 1.Куда ехали Аян и Арман? 2.Что произошло на одной из остановок? (можно прочитать по тексту).
3. Как поступил Аян? 4. Как поступил Арман? 5. Почему старушка угостила Аяна яблоками? 6. Почему расстроился Арман?
1 особенность склонения При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: И. п. - Я Р. п. - Меня 2 особенность склонения Иногда в корне происходит чередование, например: Тебя – тобой Меня - мне 3 особенность склонения Местоимение 3-его лица изменяется по родам Он Она Оно
Личное местоимение Я очень часто употребляет в поэтической речи? Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез… …Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов.)
А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. ( А. Ахматова.) Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С. Есенин.)
Упражнение 15.стр.47. письменно 1)Прочитайте рассказ мальчика. Напишите, что вы узнали об Иване Михайловиче из рассказа мальчика
Домашнее задание: Составить диалог, в котором желательно наличие большого количества личных местоимений: 1 вариант: «Отдых» 2 вариант: «Учеба»