Актуальность темы. Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему, которая разрабатывается в настоящее время невропатологами, физиологами, генетиками, нейропсихологами и т.д. Цель исследования заключалась в обосновании положения о том, что деятельность учащихся связана с таким фенотипическим признаком, как доминирование левого или правого полушария головного мозга. Объект исследования: учащиеся 9 «А» класса. Предмет исследования: степень развитости функциональной асимметрии головного мозга у учащихся класса
При изучении вопроса о происхождении левшества выделились три основных направления: «генетическое» (у правшей сильвиева борозда справа расположена выше левой, в то время, как у 71% левшей правая и левая борозды примерно симметричны. У правшей отмечается больший диаметр внутренней сонной артерии слева и выше давление в ней, чем в правой, а у левшей - обратная картина). «культурное» (правшество - левшество как следствие социального воспитания, опыта, условий жизни). «патологическое» (любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы)
4
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладания активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека
Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Абсолютные правши – 42 % Абсолютные левши - 8 – 10 % Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством
В учебном году было проведено тестирование, в котором приняли участие 16 человек и составлена карта психофизиологии 9 «А» класса. Учащимся предлагались тесты на определение ведущего полушария, определение типа мышления, определение типа личности. Результаты тестирования представлены в диаграмме:
Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить... И. П. Павлов И. П. Павлов
Нет главного и второстепенного, «большого» и «малого» полушарий. Правое полушарие-база образного мышления - охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии. Левое полушарие - база абстрактного мышления - ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий