Интернет-семинар (вебинар) Подготовка к заочному этапу XV турнира им. М.В. Ломоносова. Секция «Обществознание» Для учителей обществознания, участников турнира и их родителей. 15 января 2014 г.
ЦЕЛИ ТУРНИРА: ВЫЯВИТЬ НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧЕНИКОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ПРЕДМЕТНЫЕ СЕКЦИИ 9-10 КЛАСС 11 КЛАСС
Структура бланков заданий (секции «Обществознание» 9-10, 11 класс) Общее количество заданий - 11 Задания различные по форме, содержанию, сложности НЕТ ЗАДАНИЙ закрытого типа единственного выбора ОБЩЕЕ ВРЕМЯ, ОТВОДИМОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ – 90 МИНУТ
ТИПЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: восстановления соответствия, множественного выбора ОТКРЫТОГО ТИПА: дополнения; свободного изложения
Система оценивания олимпиадных заданий (9- 10 класс) Максимальный балл- 22 Часть 1 – за каждый правильный ответ дается 1 балл Часть 2 – до 2 баллов Часть 3 – до 4 баллов
Система оценивания олимпиадных заданий (9- 10 класс) Максимальный балл- 38 Часть 1 – за каждый правильный ответ дается 1 балл Часть 2 – до 2 баллов Часть 3 – до 3 баллов
Содержательные разделы (9-10 класс) Содержательные разделы Число заданийМаксимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО2ДО 3 СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 2ДО 4 ЭКОНОМИКА2ДО 3 СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 3ДО 3 ПРАВО2ДО 2
Содержательные разделы (11 класс) Содержательные разделы Число заданийМаксимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО2ДО 3 СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 3ДО 3 ЭКОНОМИКА2ДО 3 ПОЛИТИКА2ДО 2 ПРАВО1ДО 3
Тема турнира 290-летие Российской академии наук Тематика части заданий: 2013 г. – 20-летие принятия Конституции Российской Федерации
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 1. Умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 2. Умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 3. Умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 4.Умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
Примеры рекомендаций и пояснений к каждому заданию В заданиях B1-5 предусмотрен только 1 вариант правильного ответа. За каждый правильный ответ Вы получаете 1 балл. О каком понятии идет речь… Впишите в банк ответов последовательность букв. Например: АБВГ верных ответов – 3 балла; 8-9 – 2 балла; 6- 7 – 1 балл; менее 6 – 0 баллов.
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1 Запишите понятие, соответствующее определению: «Форма волеизъявления граждан, предполагающая голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни». ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 Определите, какие утверждения соответствуют принципам демократических выборов. А. В парламентских выборах могут участвовать только мужчины 18 лет. Б. На пост Президента претендовало четыре кандидата. В. В бланк голосования гражданина не вносит свои персональные данные, а только ставит отметку о своем волеизъявлении. Г. Голосование за главу муниципального образования прошло путем пересчёта поднятых рук всех пришедших в Дом культуры. Д. На избирательных участках были установлены кабинки для тайного голосования. ЗАПИШИТЕ ПОЛУЧИВШУЮСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БУКВ
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 Заполните таблицу. Необходимо вписать последовательность букв. Например: АБВГ. Укажите органы и должности, входящие в систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления в России. А. Правительство Российской Федерации Б. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Мэр г. Омска Г. Президент Российской Федерации Д. Правительство Омской области Е. Председатель Правительства Омской области Ж. Законодательного Собрания Омской области З. …. ЗАПИШИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БУКВ В ТАБЛИЦУ Система органов государственной власти Система органов местного самоуправления
Рекомендуемая литература Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие. М., Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М., Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. М., 2013.
ИНТЕРНЕР-РЕСУРСЫ: – официальный сайт Президента РФ. – сервер органов государственной власти РФ. – федеральный портал российских олимпиад школьников. миролимпиад.рф – Портал Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад». – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России. – Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» (законодательство с комментариями). – Научная электронная библиотека.
Спасибо за внимание! 15 января 2014 г.