Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. А. Григорьева «Вратарь». Урок развития речи "
Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа, подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей, которых изобразил художник; формировать умение создавать черновой варианта сочинения в жанре репортажа, отрабатывая орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать потребность здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Регби игра хулиганов, в которую играют джентльмены; футбол игра джентльменов, в которую играют хулиганы (английская пословица) Не говори гол, пока вратаря не обвёл. (Владимир Семенов) Как вы понимаете смысл изречений?
«Физкультминутка» Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, устно объясните лексическое значение слов « Футбольный диктант » : а…тогол, …рбитр, аутсай…, б…мбардир, г…лкипер,к…питан к…манды, форвар…, бут…ы, сей…
Проверь себя! Физкультминутка: автогол – гол, забитый в свои ворота, арбитр – судья, обслуживающий матч, аутсайд- крайний нападающий, играющий на правом или левом фланге. бомбардир игрок, забивающий много голов, голкипер - игрок, защищающий ворота, капитан команды – игрок, отвечающий за основные действия всех игроков в команде, форвард – нападающий игрок, бутсы – спортивная обувь игрока, сейв (от англ. save, спасать) мяч, отбитый вратарём.
Памятка юному журналисту Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень латинский («reporto» передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.
С.А. Григорьев ( ) Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова», «Юные натуралисты». Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». Автору была присуждена Государственная премия. )
Самые известные картины художника «Пионер» 1951год « Друзья-приятели» 1947 год
С амые известные картины художника «Морской волк» 1950 «Юность» «На Днепре», 1960 г.
Самые известные картины художника «Девушка из Киева»1983 «Инна Заводий»1983 «Дорогие мои мальчишки»
Вратарь
-Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? -Где происходит действие, изображенное на картине?
-Кто является главным действующим лицом картины? -Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.
- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
-Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. -Кто равнодушно относится к происходящему на поле?
-Почему картина называется «Вратарь»? -Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?
- Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане- изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря? - Кто изображен на втором плане картины? - Что вы видите на заднем плане?
- Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события? - Нравится ли вам эта картина?
Рассмотрите коллаж. Что объединяет образы этих спортсменов с мальчиком, изображённым на картине «Вратарь»?
Словарная работа Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено
Словарно-стилистическая работа 1. Мальчик шел на ворота…. 2. Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить. 3.Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу. 4. …. резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить Для справки: Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня
Словарно-стилистическая работа 1. Мальчик шел на ворота, притормаживая и меняя направление. 2. Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и, не теряя мяча, столь же неожиданно затормозить. 3. Он мощно разгонялся и, не меняя ритма шагов, не семеня, наносил удар с ходу. 4. Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом, резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить.
Словарно-стилистическая работа Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив
План сочинения 1) За домом в погожий осенний день. 2) Бесстрашный вратарь и его помощник. 3) Зрители «болеют» по-разному. 4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.
План сочинения 1.Тема и основная мысль картины. 2.Описание картины С.А. Григорьева «Вратарь»: а) на пустыре в погожий осенний день; б) бесстрашный вратарь; в) мальчик в красном костюме; г) болельщики и зрители. 3. Особенности композиции картины. 4. Роль деталей в картине. 5.Колорит картины. 6. Мое отношение в картине.