Менеджмент и успешное управление.
1. Формальные и неформальные группы. Причины их образования и принципы управления. Группа (коллектив)- два или больше лица, которые имеют общую цель и для ее достижения взаимодействуют между собою таким образом, что каждый из них одновременно и влияет на другого, и сам испытывает влияние со стороны партнера. Классификация групп работников Формальные – группы созданы волей руководителей для выполнения определенных производственных или управленческих функций. К ним относятся: 1.Группы руководителей. 2.Целевые производственные ( хозяйственные ) группы 3.Комитеты специальные (временные) постоянные Неформальные – спонтанно образованное объединение людей, которые хотят достичь определенных целей 1.Психологической родственности 2.Противостояния формальной власти или другим группам 3.Общим интересам, которые не касаются основной деятельности ( хобби)
2.Природа конфликта в организации. Причины возникновения конфликтов. Процесс руководства любой организацией часто сопровождается конфликтами между отдельными исполнителями и в коллективах, а также стрессами у работников. Конфликты, разные за значимостью и следствиями, сопровождают любую трудовую деятельность. Некоторые решаются мгновенно, некоторые становятся затяжными и опасными, другие требуют постороннего вмешательства. Менеджер должен владеть знаниями относительно сущности, особенностей хода и возможных следствий конфликтов и стрессов и уметь отстранять их отрицательное влияние. Конфликт (лат. conflictus - столкновение, несогласие) - это отсутствие согласия между двумя или больше субъектами, столкновения противоположных сторон, сил, которые могут быть конкретными лицами или группами работников, а также внутренний дискомфорт одной лица. В процессе конфликта каждый субъект навязывает свою точку зрения, целые, мысли, острый спор и препятствует другому субъекту совершать так же.
Причины конфликтов Основными причинами конфликтов есть: распределение ресурсов; взаимозависимость задач; отличие в планах сторон; непохожесть целей; отличие в представлениях про определенную конкретную ситуацию; разное понимание и восприятия ценностей; отличия в манере поведения; неправдивая информация; неудовлетворительные коммуникации; отличия в жизненном опыте; резкое изменение событий; демонстрирования отрицательных личных качеств (недоверие, подозрительность, спесивость, ненависть) и т.п.. Типы конфликтов по смыслу и виды следствий конфликтов.
3. Типы конфликтов по смыслу. По смыслу можно выделить шесть основных типов конфликтов: 1)Внутриличностный. Сторонами такой конфликтной ситуации являются разные компоненты духовной структуры человека; при этом может происходить внутренняя борьба мотивов, принципов, убеждений и т.п.. Чаще всего он порождается некорректностью требований, неструктурированностью задач, а также тем, что определенному работнику разные руководители выдвигают противоречивые и даже противоположные требования, а также когда эти требования не отвечают личным потребностям и ценностям работника. Возникает вследствие недостатков в делегировании полномочий, организационных структурах управления, применении стилей руководства и т.п..
3. Типы конфликтов по смыслу. 2)Межличностный (диадный)Возникает при распределении ресурсов, работ, материальных поощрений, обязанностей и т.п., а также под влиянием отличий в характере, знаниях, квалификационных параметрах, уровнях интеллекта, степенях совместимости и т.п.. Простой диадный конфликт возникает на основах личных симпатий, антипатий, есть эмоциональным и открытым. В организации все формальные отношения тесно переплетаются с неформальными, что создает возможности для перенесения на деловые отношения личных чувств (ненависти, антипатии, злости, неуважения и т.п.).
Конфликт между лицом и группой. Порождается нарушениями групповых норм, своих обязанностей, общих "правил игры", культуры взаимоотношений и т.п.. Межгруповой. Возникает между линейным и штабным персоналом, профсоюзом и администрацией, формальными и неформальными группами и т.п.. Основной причиной есть столкновение интересов разных групп.
Конфликт между аппаратом управления (управляющей системой) и исполнительны аппаратом (управляемой системой). Возникает в результате неэффективных управленческих решений, недостатков в коммуникациях, применение аппаратом управления неправомерных дисциплинарных мероприятий и т.п.. Междуорганизационный конфликт. Формируется в виде конкурентных отношений между организациями вследствие борьбы за ограниченные ресурсы, потребителей, рынки. При этом основными носителями такого конфликта являются собственники организаций и руководители институционного уровня управления.
4. Виды следствий конфликтов В зависимости от вида последствий конфликта их разделяют на: 1)функциональными (конструктивными) которые предопределяют к повышению эффективности деятельности организации и создают положительные следствия, а именно: изготовления приемлемых решений; склонность к сотрудничеству; улучшение взаимоотношений между работниками, подчиненными и руководителями и т.п.; появление дополнительных идей; возникновение дополнительных альтернатив и т.п.. 2)дисфункциональными (разрушительными), которые предопределяют к снижению уровня обеспечения личных потребностей, уменьшения роли группового сотрудничества, и как результат, эффективности деятельности организации, то есть возникают отрицательные следствия, а именно: ухудшение взаимоотношений между работниками; неудовлетворительный моральный климат, падение производительности работы, текучесть кадров; ослабленное сотрудничество в будущем; непроизводительная конкуренция с другими группами или работниками; поиск врагов; уменьшение взаимодействия между сторонами конфликта; увеличение враждебности между субъектами конфликта; преувеличение значения "победы"; продолжительное празднование "победы" и т.п..
5. Основные стадии конфликта Конфликт - это процесс, который реализуется через определенные этапы, хотя иногда он почти мгновенный, но чаще есть довольно продолжительным. Конфликтна я ситуаци я ИнциндентКризисОкончание конфлик та
Конфликтная ситуация (латентном этап) На этом этапе ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в конфликтность между собой, но открытого противостояния еще нет. Конфликтная ситуация может возникать как за «инициативой» сторон, так и без их участия. Элементами конфликтной ситуации являются ее участники. Это могут быть противоположные стороны (оппоненты), у каждой из которых есть свои потенциальные возможности, сила, которая опирается на материальные и информационные ресурсы, статусы ранги. Оппонентами первого ранга являются индивиды, второго - группы, третьего – организации. Индивид, который разрабатывает решения в диалоге сам с собой, является оппонентом нулевого ранга. Элементом конфликтной ситуации является объект, который ее создает. На поведение человека у конфликтной ситуации влияет глобальный интерес, оценка своего состояния, шансов на успех, интересов соперника и т.п. Инцидент(демонстративный этап). Это вторая стадия конфликта, начало и развитие которой может быть целенаправленно спровоцированным или случайным, как следствие ситуации,. которая сложилась. Инцидент – это события или обстоятельства, которые стали толчком к столкновению сторон. На этой фазе противостояние является открытым и проявляется в различных формах конфликтного поведения.
Кризис(агрессивный этап). Этот этап характеризирует открытое противостояние сторон, которое может проявляться в захвате и удержании спорного объекта и даже оппонента, прямом насилии над ним, образовании преград. Кризис состоит из двух этапов: конструктивный – когда еще можно усадить оппонентов за стол переговоров и сохраняется возможность их совместной деятельности и второй деструктивный – когда сотрудничество невозможно, стороны теряют самоконтроль и их необходимо разъединить. В рамках возникновения конфликта борьба может разворачиваться в таких формах: Бойкот – полный или частичный отказ или уклонение от действий на пользу того, кого считают противником или соперником; Саботаж – умышленные действия с целью нанесения вреда интересам других; Преследование Словесная агрессия Физическое насилие Массовые организованные или спонтанные выступления ( митинги протеста и т.п.).
Завершение конфликта (батальный этап). Последний этап предусматривает решения конфликта: полное уничтожение противника в психологическом понимании или объявления перемирия. На этом этапе очень важную роль сыграет вмешательства третьей стороны, которая есть авторитетом для конфликтующих сторон и способная раскрыть им глаза на бестолковость ситуации, которая сложилась.
6. Формы хода конфликта Следует отметить, что конфликт не обязательно протекает через все охарактеризованные этапы, некоторые из них могут упускаться. В зависимости от того, какого этапа достигла конфликтная ситуация, выделяют четыре формы хода конфликта, а именно: открытый, скрытый, "слепой" и "неизвестный" конфликт. Открытый конфликт ярко выраженный, эмоциональный, агрессивный. Он есть очевидным, очень зажигательным, и при этом иногда тяжело обнаружить реальные причины его возникновения, мотивы и взгляды конфликтующих сторон. Позиции оппонентов при таком конфликте становятся принципиальными и не предусматривают ни единых уступок. Скрытый конфликт (замаскированный). Наиболее распространенная форма конфликта в группах и организациях - когда реальные расхождения скрываются участниками конфликта за извне безупречными формами поведения. Такой конфликт вызовется одной с сторон прежде всего через зависть, неприязнь, собственную антипатию, находит выражения в разных интригах, клеветах, и, как следствие, вызовет неприязнь и неприятные чувства у другой стороны, на которую направленные действия инициатора конфликта. При этом отрицательные следствия ожидают прежде всего инициатора конфликта, поскольку он его начал, обусловил развертывание, не смог проконтролировать свои эмоции и антипатии, то есть не сумел совершить мудро, не демонстрируя личные неприятные чувства. При этом инициатор конфликта наражает себя на то, что другая сторона рано или поздно может отомстить за все действия, которые были содеянные против нее.
При "слепом" конфликте одна с сторон не сознает наличия конфликтной ситуации, становится объектом нападок со стороны оппонента, но не воспринимает ситуацию как конфликтную, игнорируя ее. На предприятиях с ненадлежащей организацией деятельности часто возникают такие конфликты вследствие несогласования и противоречивости управленческих решений разных руководителей; при этом руководители такую ситуацию стараются не замечать и игнорировать, а исполнители в конечном результате перестают работать вообще или освобождаются. "Неизвестный " конфликт. Предусматривает наличие конфликтогенной ситуации, которая базируется на неприязни, что сознательно скрывается. При этом открытое противостояние может состояться в любой момент через возникновение инцидента (повод, причина и т.п.).
7. Методы преодоления конфликтов Существуют различные методы преодоления конфликтов, которые можно разделить на структурные и межличностные. К структурным методам относятся: 1.Розъяснения требований к работе (проведения беседы); 2.Координация и интеграция общей работы (четкое определение полномочий каждого); 3.Определение общеорганизационных комплексных целей (объединение усилий работников); 4.Использования системы вознаграждений ( материальные и моральные стимулы).
7. Методы преодоления конфликтов К Межличностным методам относятся: 1.Уклонения (избежание конфликта); 2.Улаживания конфликта (приспособление); 3.Соперничество (принудительный способ решения конфликта); 4.Компромисс (взаимные уступки или отложения решения вопрос на некоторое время); 5.Сотрудничество.
8. Природа стресса. Механизм и причины возникновения стресса. Стресс (англ. stress - напряжение) - это явление, которое вызовется большими или маленькими объемами работ, необходимостью сживаться один с другим, конфликтом ролей, их неопределенностью, печалью, бесцельностью существования, отсутствием важного дела, физическими, психологическими и другими причинами.
Факторы, которые предопределяют стресс, можно поделить на три группы: 1)Организационные: отсутствие важного дела, бесцельность существования, перегрузка или недогруженность работой, конфликт ролей, неинтересная работа и т.п.. 2)Личные: необходимость употребляться один с другим, смерть в семье, брак, беременность, сексуальные проблемы, плохие отношения с родными, изменение квартиры, поездка в отпуск, неудачное проведение праздника, радость, нарушения привычек, вкусов, мечтаний и т.п.. 3)Факторы окружения: жара, холод, шум, ветер, дождь, ураган, землетрясение и т.п..
9. Виды стрессов Украинский научный работник, доктор биологических наук, профессор Анатолий Косенко отмечает, что стрессы формируются под влиянием: положительных чувств (признательность, уважение, доверие, увлечения, благосклонность, доброжелательность и т.п.); отрицательных чувств (ненависть, недоверие,презрение, враждебность, ревность, желания мести, угроза безопасности и т.п.). В зависимости от этого выделяют такие виды стрессов: ейфоричний стресс, связанный с влюбленностью, бракосочетанием, рождением ребенка, удачным проведением отпуска, приятным знакомством, неожиданной вознаграждением и т.п.. Такой стресс приносит удовлетворения, радость, счастье, приятные эмоции и повышает защитные силы организма. дистресс, связанный с болезнями, неудачами, конфликтами, неприятными жизненными ситуациями и обстоятельствами, разводом, потерей любимого человека и т.п.. Такой стресс вызовет переживания, страхи, беспокойство, предопределяет возникновения депрессии, болезней, разрушает здоровья
Основные виды стресса: Физиологический – обусловленный чрезмерными физическими нагрузками;
Основные виды стресса: Психологический – обусловленный сложными отношениями с другими людьми;
Основные виды стресса: Информационный – обусловленный недостатком, излишком или бессистемностью жизненноважной информации;
Основные виды стресса: Управленческий – обусловленный высокой ответственностью за принятие решений, в особенности в условиях отсутствия времени;
Основные виды стресса: Эмоциональный – проявляется в ситуациях опасности, угрозы, неожидаемой радости.
10. Этапы возникновения стресса Основные стадии возникновения стресса: І. Начало реакции тревоги, неумения справиться с ситуацией ІІ. Возникновение cпоров ІІІ. Стадия истощения, усталости
Направление преодоления стрессов Отрицательное влияние стресса можно устранить с помощью самоуправления и применения определенных управленческих решений. В процессе самоуправления работник должен: оценить свое собственное состояние и результаты деятельности; конкретизировать систему своей работы (например, следует расписать, что сделать сегодня, а что завтра и т.д.); не соглашаться на новую работу (задача), если не завершенная предыдущая; поддерживать доброжелательные отношения с начальником; не соглашаться с противоречивыми требованиями; докладывать начальнику о нечеткости задачи; улучшать отношения с членами коллектива, формальными и неформальными группами; не жаловаться; обдумывать каждый свой шаг; умело организовывать свой отдых; изучать соответствующую литературу и полученные знания применять на практике.
Для управления стрессами менеджеру можно предложить: изучать особенности характера, диапазон знаний, отношения к работе своих подчиненных; выбирать тип и объем работ соответственно способностям, потребностей и привычек работников; предоставлять работникам наиполнейшую характеристику будущей работы; разрешать работникам обосновано отказываться от работы; умело объяснять необходимость выполнения работы; принимать оптимальные решения; устанавливать четкие зоны полномочий; усовершенствовать коммуникации; использовать стиль руководства соответственно ситуации; не скрывать производственно-хозяйственную информацию; обеспечивать необходимое вознаграждение за эффективную работу; применять графики с целью объяснения определенных экономических явлений; выступать наставником относительно подчиненных; повышать квалификацию подчиненных; развивать способности подчиненных; за необходимости оказывать содействие работнику в изменении рабочего места и т.п..
Кроме того, для преодоления стрессов, вызванных разными причинами, целесообразно: регулярно заниматься спортом; культивировать чувство юмора; заниматься аутотренингом и медитацией; сузить круг своего общения только к тех, кто вам приятный; возгореться определенным видом деятельности, которая разрешит вам повысить вашу самооценку (дзюдо, каратэ, шейпинг, стрельба из лука, курсы иностранных языков); активно отдыхать (поехать с друзьями на природу); не избегать приятного общения, а наоборот - делать авансы его; выполнять определенные задачи именно так, как считаете за нужное вы, а не кто-то другой, и т.п..
Для снижения частоты возникновения стрессов в подчиненных и повышение их производительности работы менеджер должен выбирать такие типы и объемы работ, которые отвечают способностям, наклонам и потребностям подчиненных; четко определять зоны их полномочий, ответственность и систему вознаграждений за продуктивную работу; признания за подчиненными права отказываться от определенного вида задач, если в них есть для этого основания.
Спасибо за внимания!