Чупрова Галина Дмитриевна Руководитель д\с «Надежда» СП МБОУ «Киземская СОШ» 2013 г.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность – имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе. Отличают: конкретность и чёткость цели и задач; наличие этапов: 1. первичная диагностика; 2. отбор содержания, форм, способов и приёмов реализации; 3. использования совокупности средств в определённой логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; 4. итоговая диагностика достижения цели, критериальная оценка результатов.
Системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов; Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики
Для детей – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Для взрослых – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Медико-профилактические; Физкультурно-оздоровительные; Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка; Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ; Валеологического просвещения родителей; Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Организация мониторинга здоровья воспитанников; Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; Организация и контроль питания, физического развития, закаливания; Организация профилактических мероприятий в детском саду; Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ ;
Развитие физических качеств, двигательной активности; Становление физической культуры дошкольников; Дыхательная гимнастика; Массаж и самомассаж; Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;
Технология психологического или психолого- педагогического сопровождения развития ребёнка; Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов Развитие культуры здоровья педагогов (в том числе профессиональной); Развитие потребности к здоровому образу жизни;
Папки-передвижки; Беседы; Личный пример педагога; Нетрадиционные формы работы с родителями; Практические показы (практикумы) И другие формы работы; Здоровьесберегающие образовательные технологии Режим смены динамических поз (по Базарному); Схемы зрительных траекторий (по Базарному); Метка на стекле (по Аветисову); Зрительно-пространственная активность детей (по Базарному);
Смена динамических поз. Упражнения с сигнальными метками. Зрительно-двигательные траектории. Режим "зрительных горизонтов". Экологический букварь. Система сенсорных тренажей. Методика В.Ф. Базарного это здоровьесохраняющая методика. Она помогает предотвратить появление у детей сколиоза. При работе по этой методике не наблюдается нарушения зрения у детей.
Формы работыВремя проведения ВозрастОсобенности проведения методики Технологии сохранения и стимулирования здоровья фитболОдин раз в неделю во второй половине дня Со средней На специальных мячах ритмикаОдин раз в неделю во второй половине Со средней По программе И.Бурениной Игровой час (бодрящая гимнастика) «Босоножье» После сна каждый день босиком С младшей Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений Динамические паузы Во время занятий 2- 5 мин. По мере утомления детей Со средней Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимн-ку для глаз. Подвижные и спортивные игры Как часть физ.занятия, на прогулке. В группе, ежедневно. Все группы Игры в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.
Пальчиковая гимнастика Ежедневно, в любой отрезок времени С младшей группы Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Дорожки здоровья После сна вся группа ежедневно. На физ.занятии. С младшей группы Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки С младшей группы Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно- оздоровительной работы С младшей группы Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия Три раза в неделю в зале и на улице С младшей группы В соответствии с программой Утренняя гимнастика Ежедневно в залеВсе группыВ соответствии с возрастными особенностями детей Спортивные игрыОдин раз в неделю По подгруппам Старшая группа По программе обучения спортивным играм Занятия по ЗОЖДва раза в месяцСо средней группы «Безопасность» и др. Весёлые стартыОдин раз в неделю во второй половине дня в зале или на прогулке Со средней группы Подвижные игры, игры- эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме Физкультурные досуги, праздники Один раз в квартал в группе или на прогулке Со средней группы Эффективная форма активного отдыха. Развивает физ.качества Точечный массажСеансы или в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Со средней группы По специальной методике, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.
ЛФКСеансы по медицинским показаниям Со средней группы По спец.методике, проводит медсестра Арт-терапияСеансы в группе, муз.зале Со старшей группы Оздоравливание психосферы средствами различных видов искусств (ИЗО, музыка) Технология музыкального воздействия Сеансы во второй половине дня в муз.зале Старший возраст Спокойная классическая музыка, звуки природы. Проводит муз.руководитель сказкотерапияДва занятия в месяц во второй половине дня Со средней группы Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется как единый двигательный комплекс Артикуляционная гимнастика Два раза в неделюС младшей группы Цель-фонематическая грамотная речь без движений Технология коррекционного поведения На прогулке, в группеСо средней группы Программа «Познай себя», «Давайте познакомимся» психогимнастикаОдин раз в месяцСо средней группы По методике Е.А.Алябьевой, Чистяковой.