Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 13 г.Шебекино Белгородской области» Доклад из опыта работы на тему: «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего возраста через игровую деятельность». Подготовила: воспитатель старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Косарева Дарья Григорьевна.
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах : Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой). Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Дидактические игры способствуют: обобщению и закреплению знаний в совместном взаимодействии с детьми и в повседневной жизни; являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.
Выделяю следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений : I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека». III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Игра «Что справа».
Игра «На плоту»
Игра«Звук»
Игра «Магазин»
Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета ). Игра«Отгадай, где…»
Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Игра«Что изменилось?»
Игры на формирование умений ориентироваться в движении. Игра «Синхронное плавание»
Игра «Новая походка»
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). Игра «Назови соседей»
Игра «Геометрический диктант»
Игра «Я еду на машине»
Игра«Калейдоскоп»
Спасибо за внимание!!!!!!!