«………… - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В …………….. струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение ………… – выражать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
Advertisements

Глагол Глагол Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что.
Глагол Глагол Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что.
I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Цель: - сформировать понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам); - развивать умение определять.
Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
Выполнила ученик 5 « Г » класса Швайцер Денис. Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы.
О чём идёт речь ? Что без меня предметы ? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Что делать? Что делал? Что делала? Что делали? Что будет делать? Что сделать? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
МОУ СОШ 1 р.п. Лысые Горы Саратовской области выполнил ученик 6Б класса Ванин Гена.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Глагол Часть речи. Обозначает действие предмета..
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. А.С.Пушкин.
МОУ СОШ 1 р.п. Лысые Горы Саратовской области выполнил ученик 6Б класса Ванин Гена.
Глагол
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Транксрипт:

«………… - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В …………….. струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение ………… – выражать само действие!» (А.Югов)

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!» (А.Югов)

Тема урока «Глагол – самая живая часть речи» Подготовила: учитель русского языка и литературы Абрамова З.В.

Цель урока : повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол».

Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что сделал? что делал? что сделает? что делает? ит.д.) Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола) Глагол, как и другие части речи характеризуется следующими признаками: 1.общим грамматическим значением; 2.морфологическими признаками; 3.синтаксическими признаками. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что сделал? что делал? что сделает? что делает? ит.д.) Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола) Глагол, как и другие части речи характеризуется следующими признаками: 1.общим грамматическим значением; 2.морфологическими признаками; 3.синтаксическими признаками.

Виды глагола Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? что сделает? ): сказать, сказал, скажет. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?(что делает? что делал? что будет делать?):говорить, говорит, говорил, будет говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал (долго и много раз). Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить, ответить, выяснить. Глаголы совершенного вида также могут обозначать однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть. Глаголы несовершенного и совершенного вида могут различаться оттенками значений. Так глаголы делать – сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать различаются только видом. А глаголы писать – переписать, ехать – приехать различаются не только видом, но и лексическим значением. Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? что сделает? ): сказать, сказал, скажет. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?(что делает? что делал? что будет делать?):говорить, говорит, говорил, будет говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал (долго и много раз). Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить, ответить, выяснить. Глаголы совершенного вида также могут обозначать однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть. Глаголы несовершенного и совершенного вида могут различаться оттенками значений. Так глаголы делать – сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать различаются только видом. А глаголы писать – переписать, ехать – приехать различаются не только видом, но и лексическим значением.

Наклонение глагола Глагол имеет три наклонения: изъявительное (Ученики решили эту задачу. ); условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. ); повелительное (Ребята, решите эту задачу! ). Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и родам. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях. Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие совершилось (Решили бы вы сами эту задачу. ). Чтобы образовать форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего времени прибавить частицу бы : пришёл бы, пришла бы, пришло бы, пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и поэтому не изменяется по временам. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй картинку!

Физкультминутка

ТИХО ВСТАНЬТЕ, ОГЛЯНИТЕСЬ И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНИТЕСЬ, РУКИ ВЫТЯНУВ ВПЕРЕД, ПОСМОТРИТЕ ВПРАВО, ВЛЕВО, А ТЕПЕРЬ ИХ ПОДНИМИТЕ, А СЕЙЧАС НАОБОРОТ. ПОДБОЧЕНЯСЬ, ВЫ ПРИСЯДЬТЕ, ЛИХО ТОПНИТЕ НОГОЙ ДА ПРИТОПНИТЕ ДРУГОЙ. МЫ, ИГРАЯ, ОТДЫХАЛИ, А ГЛАГОЛЫ ВЫ СЧИТАЛИ?

Лицо и число глагола Глаголы изменяются по числам и лицам. Первое лицо обозначает, что действие совершается самим говорящим: Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. (К.Паустовский.) Второе лицо обозначает, что действие совершается собеседником: Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно.(И.Крылов.) Также может обозначать действие любого человека. Это значение часто встречается в пословицах: Пропущенный час годами не нагонишь. В таких предложениях обычно нет подлежащего. Третье лицо обозначает действие, совершаемое лицом или предметом, о котором говорят: Птицы улетают на юг. ! Во втором лице ед.ч. после ш пишется ь, который сохраняется перед –ся: учишь, учишься. Каждое лицо глагола имеет свои окончания. По личным окончаниям можно определить число и лицо глагола.

Спряжение глагола Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В русском языке два спряжения – первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, - ете, -ут, -ют, относятся к 1 спряжению. Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, - ите, -ат, -ят, относятся к 2 спряжению. Спряжение можно определить по ударению. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-). Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по инфинитиву.

Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (русская пословица) Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила. (тувинская пословица.) Дружные сойки верблюда заклюют. (казахская пословица.) В одиночку и птицы в лесу не живут. (осетинская пословица.) Какую дружбу заведешь, такую и жизнь поведешь. (украинская пословица.) Нет друга - ищи, а найдешь – береги. (русская.)

Узнай врага раньше, чем он узнает тебя. (туркменская народная пословица) Не верь улыбке врага. (башкирская народная пословица) Ножом друга режь хоть рог, ножом врага - только войлок. (башкирская народная пословица) Друг в лицо смотрит, а враг - вослед. (узбекская народная пословица) Близкого друга и на золото не променяешь. (удмуртская пословица) Друг познаётся в беде. (русская пословица)

Друг за друга держаться - ничего не бояться. (украинская пословица) Друга на деньги не купишь. (казахская пословица) Крепкую дружбу и топором не разрубишь. (русская пословица) Лучше матери друга не сыщешь. (русская пословица) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. (башкирская пословица) Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь. (русская пословица)

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (Из словаря) Толерантность

1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я теперь могу… 5. Я научился… 6. У меня получилось… 7. Мне захотелось… 8. Я попробую… 9. Я смог … 10.Урок дал мне для жизни…