Фактические и мифические риски при проходе в Арктике РОСАТОМФЛОТ Снимок НАСА Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Между прочим, Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой, через изобретение Восточно- Северного мореплавания. М.В. Ломоносов
Нефть и газ из Мурманска Страна через Суэцкий канал Через СМП +/- days Япония (п. Кобе) миль 37,1 дней 6010 миль 18,1 дня -19 Корея (п. Пусан) миль 37 дней 6097 миль 18,4 дня -18,6 Китай (п. Нинбо) миль 35,8 дней 6577 миль 19,9 дня -15,9 Из Роттердама на рынки Азии Страна через Суэцкий канал Через СМП +/- дней Япония (п. Кобе) миль 33,1 дней 7610 миль 23 дней - 10,1 Корея (п. Пусан) миль 32,5 дней 7697 миль 23,2 дней - 9,3 Китай (п. Нинбо) миль 31,2 дней 8177 миль 24,7 дней - 6,5 м. Дровяной, Ямал Северный морской путь Витино Суэцкий канал Китай п. Нинбо Корея п. Пусан Япония п. Кобе Мурманск Мурманск Роттердам Роттердам СМП – путь к рынкам Европы и Азии
Данные по транзитным рейсам Общий объем груза, т Общее число рейсов 4 (2 в балласте) 34 (10 в балласте) 46 (13 в балласте ) 65 (22 в балласте) Транзитные грузы по СМП в 2013 году Тип грузаКол-во судовОбъем, т Водоизмещение, т Объем груза в с Запада, т Объем груза с Востока, т Налив Навал СПГ Генгруз В балласте Перебазирование Итого:
Основные риски навигации в Арктики согласно страховым компаниям Удаленность маршрутов - тяжелые условия спасения имущества; Сложные навигационные условия: низкая температура, лед, туманы, часть навигации в темное время суток (полярная ночь); Ограничения по осадке; Затрудненная связь; Недостаточно развита инфраструктура; Отсутствие судоремонтных мощностей; Необходимость наличия экипажа с опытом ледовой навигации; Недостаток ледоколов; Караванное плавание крупнотоннажных судов Плавание судов без ледового класса Повышение страховой премии или отказ от страхования со стороны страховщика
Ледовые условия в Арктическом бассейне Радиолокационное изображение ледовой обстановки в российском секторе Арктики по состоянию на Ice Concentration 1-6 Ice Concentration 7-10
Анализ ледовой обстановки на периоды: Сплоченность льда 1-6 балловСплоченность льда 7-10 баллов НиласСтарый лед Молодой лед (0-30 см)Припай Однолетний лед ( см)Чисто Граница зон льда по данным TV/ИК/СВЧ диапазонов
Трассы Северного морского пути доступны для плавания судов с осадкой 18 м Мурманск Витино м. Дровяной, Ямал Осадка менее 11 м Осадка более 11 м
Ледов ый класс Условия плавания Карское мореМоре ЛаптевыхВосточно-Сибирское море Чукотское море Юго-Западная часть Северо- Восточная часть Западная часть Восточная часть Юго-Западная часть Северо- Восточная часть ТСЛТСЛТСЛТСЛТСЛТСЛТСЛ Нет СП ПЛ Ice1 (1D) СП ПЛ Ice2 (1C) СП ПЛ Ice3 (1B) СП ПЛ Arc4 (1A) СП ПЛ Arc5 (1A Super) СП ПЛ Arc6 СП ПЛ Arc7 СП ПЛ Arc8 СП ПЛ Arc9 СП ПЛ СП – самостоятельное плавание, ПЛ – ледокольная проводка Т – тяжелые, С – средние, Л – легкие ледовые условия Допускаемые районы и условия плавания судов по ТСМП в период июль - ноябрь
Суда типа СА-15: Ледовый класс: 1А Super Дедвейт тонн Двигатель: л.с. Суда типа «Пионер»: Ледовый класс: 1А Дедвейт – тонн Двигатель: л.с. Ледокольные проводки судов по Северному морскому пути в гг.
Караванная проводка судов транзитного плавания по СМП атомными ледоколами «Ямал» и «Вайгач» июля 2012 тх «Нордик Одиссей» А тх «Венгери» - 1А Super тк «Марили» A тх «Капитан Данилкин» A Super Дедвейт, тКлассВодоизмещение, т
Фактические риски при навигации в Арктике
Ал «Таймыр» и тк «Персеверанс» во время транзитной проводки по СМП Повреждения тк «Персеверанс» в результате навала на ал «Таймыр»
Навал тк «Персеверанс» на ал «Таймыр» во транзитной проводки по СМП Схема перемещения ал «Таймыр» при форсировании поперечного тороса: 1.Начало резкой потери скорости и сваливания в канал головного ледокола (ал «Ямал») 2.Потеря скорости до 1,0 узла 3.Ледокол свалился в поджатый канал ал «Ямал» и застрял в нем. Схема взаимного положения ал «Таймыр» и тк «Персеверанс» в момент навала танкера на ледокол. Пропульсивная установка тк «Персеверанс» находилась под управлением автоматической системы, не допускающей запроектных упорных нагрузок от винта на механизмы установки. Сброс оборотов двигателя при торможении происходит постепенно согласно заданной программе. Ручное резервное управление машиной невозможно, что резко снижает маневренность судна.
вмятина Примеры ледовых повреждений на СМП Анализ ледовых повреждений судов в ходе транзитной навигации на СМП в период показывает, что подавляющая часть повреждений приходится на носовую оконечность судна до конца носовых обводов Arc 4 (1A) Без ледового класса
ИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрь ARC 4 Ice 3 Ice 2 Без класса Допустимые периоды плавания для судов с различными ледовыми усилениями под проводкой ледоколов
Районы ледовых усилений судов ледового плавания Российский Морской Регистр Судоходства «Правила классификации и постройки морских судов», том 1 Усиление набора корпуса в носовой оконечности позволит повысить ледовый класс корпуса судна минимум на 1 ступень при соблюдении условий: - осуществление навигации в заранее определенных районах в ограниченный период; - обязательной ледокольной проводки.
Выводы: Анализ ледовых повреждений судов в ходе транзитной навигации на СМП в период показывает, что большая часть повреждений приходится на носовую оконечность судна до конца носовых обводов. Грузовые суда на СМП не используют задний ход в летне-осенний период ввиду отсутствия ледовых сжатий, т.е. нет опасности повреждений винто-рулевого комплекса. Соответственно, отсутствует необходимость ледовых усилений кормового набора. Усиление набора корпуса в носовой оконечности позволит повысить ледовый класс корпуса судна минимум на 1 ступень при соблюдении условий: - осуществление навигации в заранее определенных районах в ограниченный период; - обязательной ледокольной проводки. Пример: судно Ice2 (1C) с усиленным носовым набором получает временное ледовое свидетельство, повышающее ледовый класс до Ice3 (1B) при осуществлении навигации в период с 15 июля по 15 ноября в пределах СМП. Данный подход не требует увеличения мощности двигателя, что не влечет удорожания судна при постройке и не увеличивает расход топлива, позволяя избежать дополнительных издержек при плавании в свободных ото льда водах.
Выводы: Для повышения безопасности мореплавания в ледовых условиях при следовании за ледоколом или в караване судов обязательным условием является управление пропульсивной установкой в маневренном режиме без вмешательства автоматики, чтобы иметь возможность в минимальный период времени повысить или понизить обороты пропульсивной установки. Необходимо отметить, что с увеличением грузопотока и количества транзитных судов на СМП, в средних ледовых условиях (в 2013 году площадь льда в Арктике на 40% превышает аналогичный показатель 2012 года) может ощущаться временная нехватка ледоколов, что ведет к смещению сроков начала проводки и простою судов до нескольких суток. Для исключения данной ситуации целесообразно заключение долгосрочных контрактов на ледокольную проводку, что позволит планировать рейсы на весь транзитный период.
Атомный ледокольный флот России и дальнейшее развитие
Действующий атомный ледокольный флот Атомные ледоколы типа «Арктика»: Пропульсивная мощность – 54 МВт; Водоизмещение – тн; а/л «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» – г. а/л «ЯМАЛ» – г. а/л «50 лет Победы» – г. Атомные ледоколы типа «Таймыр»: Пропульсивная мощность – 35 МВт; Водоизмещение тн; а/л «ТАЙМЫР» – г. а/л «ВАЙГАЧ» – г.
Прогнозная оценка сроков эксплуатации атомных ледоколов на среднесрочную перспективу (при ресурсе АППУ тыс. часов) - Период эксплуатации действующих линейных ледоколов - Период эксплуатации мелкосидящих ледоколов - Период эксплуатации новых универсальных ледоколов 22 Наименование Год ввода в эксплуатацию Таймыр1989 Вайгач1990 Россия1985 Советский Союз 1989 Ямал лет Победы 2007 Ввод в строй универсальных атомных ледоколов типа ЛК-60Я 1-й ЛК-60Я й ЛК-60Я й ЛК-60Я при условии продления ресурса АППУ до 175 тыс.часов - при условии продления ресурса АППУ до 175 тыс.часов.
Универсальный атомный ледокол
ХарактеристикиПр. 1052Пр Пр Основной район эксплуатации АрктикаУстье р. Енисей и мелководные районы Арктики Постоянно - Западный район Арктики в том числе Баренцево, Печорское и Карское моря, мелководные участки Енисея (до п. Дудинка) и Обской губы. В летне-осенний период - Восточный район Арктики. Длина, м - наибольшая - по КВЛ 148,0 136,0 150,0 140,6 173,3 160,0 Ширина, м - наибольшая - по КВЛ 30,0 28,0 29,2 28,0 34,0 33,0 Высота борта, м17,215,2 Осадка, м - по КВЛ - минимальная 11,08,110,5 8,5 Водоизмещение, т - при осадке по КВЛ - при минимальной осадке Число и мощность турбин, кВт 2х х х Мощность на валах, кВт Скорость на чистой воде, уз20,820,2ок. 22 Ледопроходимость, м2,251,72,8-2,9 Отношение мощности на валах к водоизмещению 2,091,661,79 Численность экипажа, чел
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!