Выполнил: Теремков Алексей (группа ИТА-1-09)
Владимир Евграфович Татлин (28 декабря 1885 г., Харьков - 31 мая 1953 г., Москва) Участник выставок объединений «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (1910 г.). Участник последней футуристической выставки 0.10, на которой представил свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов (1915 г.) В годы Советской власти - режиссёр, сценограф, художник и актёр
По идее автора, 400-метровая металлическая стержневая наклонная башня, спирально суживающаяся кверху, заключала во внутреннем пространстве, за сквозной решеткой «тела» основного объема четыре расположенных друг над другом объема, вращающихся с различной скоростью. Нижний кубический объем, в котором размещались законодательные органы Коминтерна, должен был вращаться со скоростью одного оборота в год. Второй объем в виде усеченной пирамиды, где располагались исполнительные органы, вращался со скоростью одного оборота в месяц.Третий объем в виде цилиндра, где находился секретариат, вращался со скоростью одного оборота в неделю и четвертый, в виде полушария, завершал всю композицию.
«Матрос» является автопортретом: в юные годы Татлин во время каникул не раз отправлялся в дальние плавания в качестве матроса-юнги. В этом портрете принцип татлинского обобщения достигает наглядной демонстративности. Портретное погрудное изображение сопровождается предметами дальнего плана – двумя фигурами матросов и силуэтом корабельной пушки. Возникает некая ситуация, соответствующая сосредоточенному выражению лица этого вымышленного члена экипажа «Стерегущий». Главным способом выражения этого состояния становится натянутая, как струна, линия. Она не просто обводит силуэт фигуры; она словно обозначает «рёбра» объёма, конструирует его развороты, закрепляя позу и останавливая время. Кратковременное перерастает в длящееся, ибо движения Татлин доводить до кульминации, находя последнюю точку в его данной фазе, и эта исчерпанность движения позволяет художнику высвободить модель из-под власти времени
"Летатлин" никогда не летал в открытом воздухе, но и сейчас воспринимается как проект-призыв. Это было последнее и самое романтическое произведение Татлина в сфере проектирования: безмоторный, типа планера, "птицекрылый" аппарат для полётов человека с помощью собственной мускульной силы. Проект строился на принципе воспроизведения птичьего полёта, на эластичности материалов в противовес жёстким конструкциям моторной авиации. Для Татлина этот проект был нужным предметом коммунистического быта. Но аппарат остался технически нерешённым, т.к. человек не мог взлететь с помощью этой конструкции. Идею о летающем велосипеде Татлин вынашивал в течение 20 лет, но "Летатлин" ("Летающий Татлин" - название придумал В. Ходасевич, близкий друг Татлина) был настолько устремлён в будущее, что стал своего рода символом надежд на саму возможность гуманизации техники.
Как сказал, имея в виду «Монумент III Интернационала», И. Рахтанов, общавшийся с художником в 30-е гг.: «Проект так и остался проектом. Макет его не сохранился, но спираль надолго вошла основным конструктивным элементом во многие театральные постановки тех лет, в оформление праздничных демонстраций, в быт. Проект как бы растащили по частям, по винтикам – так случается часто, новая идея, слишком смелая для своего немедленного воплощения, несколько изменившись, приняв компромиссные формы, отдельными решениями торжествует свою маленькую, тихую победу». Слова эти можно в полной мере отнести ко всему, что сделал Татлин. И потому столь трагична картина А. Дейнеки, которую можно рассматривать как реквием. Это картина не только о судьбе Татлина, но о крахе собственной юности, о поражении русского авангарда вообще. И самое страшное в этом поражении – его прилюдность.