Ермаков Дмитрий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования ОБРАЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Санкт-Петербург 2013
Причины * Неограниченный рост производства и потребления * Углубление экономического и социального неравенства * Эксплуатация биосферы Реалии сегодняшнего дня * Бедность * Деградация окружающей среды * Рост народонаселения * Военные угрозы * Терроризм
Устойчивое развитие (sustainable development) удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности («Наше общее будущее», 1987)
Устойчивое развитие Главное противоречие Несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды Ключевой вопрос Как жить, чтобы сохранить этот мир для настоящих и будущих поколений? ЦельВыживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого в отдельности Образ действий Целостный межсекторальный подход к решению экологических, экономических, политических, социальных, культурных проблем («повестка 21»)
Предоставлено Матисом Вакернагелем, Всемирная сеть экологического следа
Раздел I. Социальные и экономические аспекты Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика Борьба с нищетой Изменение структур потребления Динамика населения и устойчивое развитие Охрана и укрепление здоровья человека Содействие устойчивому развитию населенных пунктов Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений Повестка 21
II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития Защита атмосферы Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов Борьба с обезлесением Борьба с опустыниванием и засухой Устойчивое развитие горных районов Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов Сохранение биологического разнообразия Экологически безопасное использование биотехнологии Защита океанов и морей и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ Экологически безопасное удаление опасных отходов Экологически безопасное удаление твердых отходов очистка сточных вод Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов Повестка 21
III. Укрепление роли основных групп населения Глобальные действия в интересах женщин в целях обеспечения устойчивого и справедливого развития Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого развития Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин Укрепление роли неправительственных организаций: партнеры в процессе обеспечения устойчивого развития Инициативы местных властей в поддержку Повестки дня на ХХI век Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов Укрепление роли деловой деятельности и промышленности Научные и технические круги Усиление роли фермеров Повестка 21
IV. Средства осуществления Финансовые ресурсы и механизмы Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала Наука в целях устойчивого развития Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров Национальные механизмы и международное сотрудничество в целях создания потенциала в развивающихся странах Международные организационные механизмы Международные правовые документы и механизмы Информация для принятия решений Повестка 21
Концепция устойчивого развития
Критий, Несиот. Гармодий и Аристогитон
Устойчивое развитие Математическое моделирование Численность населения Ресурсы Объем промышленного производства Уровень загрязнения окружающей среды Объем производства продуктов питания
Поликлет. Дорифор (450–440 гг. до н.э.)
Устойчивое развитие Экономический подход Теория С. Кузнеца (рыночная экономика)
Акторы экологической модернизации
Кооперативное управление природными ресурсами Коллективные сообщества (коммуны, кооперативы, деревни, маленькие городки) наиболее эффективные и бесконфликтные субъекты хозяйствования. Принципы управления общими ресурсами (Э. Остром): 1) непосредственное общение между участниками распределения общих ресурсов; 2) репутация участников управления общими ресурсами должна быть известна всем членам общины; 3) более длительный временной горизонт способствует утверждению наиболее эффективных правил использования ресурсов; 4) правила четко закрепляют права всех членов общины; 5) пользователи согласовывают механизм санкций (в случае нарушения правил); 6) устанавливается градация санкций (в зависимости от тяжести и частоты нарушений); 7) право потребителей общих ресурсов на самоорганизацию признается внешними органами власти
Лисипп. Апоксиомен (ок. 320 г. до н. э.)
Компоненты окружающей среды П – природный, С – социальный, Э - экономический
Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон и его сыновья (180 г. до н. э.)
Образ устойчивого развития
I. Концепты экологической психологии 1) «природа» – психология отношения к природе, природоориентированной деятельности; 2) «среда» – психология взаимодействия со средой (обитания, жизнедеятельности, производственной, образовательной и пр.); 3) «развитие» – психология совместного субъекта «человек–природа», реализующего в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к саморазвитию
II. Субъекты устойчивого развития: - политические; - социальные (социально-психологические). - совместный субъект «человек–природа». Лидер – катализатор устойчивого развития (инициирует, возглавляет и осуществляет процесс, выходя за рамки собственных интересов, интересов своих компаний, организаций ради будущего местного сообщества, города, страны, мира в целом)
III. Проблема времени Время человеческое время хронологическое Время: - экологическое - социальное; - экономическое
IV. Психология потребностей Онтология изолированного индивида – потребность как нужда в чем-либо Онтология жизненного мира – потребность как объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации деятельности Необходимы формы отношений с миром, требующиеся для сохранения и развития человечества как родовой общности
Ценности XXI века - свобода; - равенство; - солидарность; - толерантность; - уважение к природе; - разделенная ответственность
V. Распространение идей устойчивого развития в общественном сознании Мем – единица репликации культурной информации: - реципемы – идеи о том, как делать вещи; - селектемы – идеи о том, что мы хотим сделать; - экспланемы – почему то или иное новшество работает лучше МЕМПЛЕКСМЕМПЛЕКС
Спасибо за внимание!