Духовная жизнь СССР в 20-е гг. Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
1. Каковы особенности политического режима в 20-гг.? 2. Какой вид политического режима утвердился в СССР в 20-е гг.? Ответь на вопросы
1. Что было характерно для политической системы 20-х гг.? 1) Конституционный запрет свободы слова и собраний 2) Свобода оппозиционной деятельности внутри партии 3) Однопартийная система 4) Осуществление принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти Ответь на вопрос теста
1. Какие оппозиционные течения образовались в партии после смерти В.И.Ленина? 2. Почему всякая оппозиция нарождающемуся сталинскому режиму терпела в 20-е гг. поражение? 3. Докажите, что И,В, Сталин оказался более изощрённым тактиком? Какой основополагающий тезис всей своей политики выдвинул И.В. Сталин? 4. Что произошло в 1928 г.? Ответь на вопросы
1.Борьба с неграмотностью. 2.Власть и интеллигенция. 3.Партия и духовная жизнь. 4.Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.
Борьба с неграмотностью (у ) 1. Какое значение и почему придавала советская власть ликвидации неграмотности? 2. Какие меры борьбы с неграмотностью были определены в подписанном В.И. Лениным в декабре 1919 г. «Декрете о ликвидации неграмотности»? 3. Какие принципы обучения и принципы построения советской школы в 20-е гг. в утверждённом ВЦИК в сентябре 1918 г. «Положении о единой трудовой школе РСФСР»?(р.т.1) 4. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?) (р.т.2) 5. Что определил декрет СНК от 2 августа 1918 г.?
Ленин одной из главных задач построения социализ- ма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой тру- довой школе РСФСР»-школа провозглашалась бес платной, она управлялась на основе самоуправле- ния, поощрялось педагогическое новаторство, ува- жение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т.д. Борьба с неграмотностью. Курсы Ликбеза.
При поступлении в ВУЗы преимуществом пользо- валась беднота. Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безгра-мотностью. Все люди воз-расте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. Борьба с неграмотностью. Б.Иогансон. Рабфак идет!
В истории русской культу- ры революция приш- лась на расцвет «сереб- рянного века».Многие мастера культуры ценя свободу творчества ока- зались за границей. М Горький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др.-во Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране но ушла в глухую оп- позицию(А.Ахматова,М. Булгаков,М.Волошин и др.).В тоже время В.Мая ковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров- Водкин и др.восприняли идеи революции (р.т.3,5) Почему значительная часть интеллигенции не приняла большевисткий режим. Академик И.Павлов
"Оборона Петрограда". Автор: Дейнека А. А. «Я обошёл Ленинград Посетил Путиловский завод. Знакомство с людьми и их лица позволил мне найти необходимый мне типаж» (А.А. Дейнека)
М.Б. Греков «Тачанка» г. Благодаря чрезвычайной маневренности Тачанка стала одним из символов Гражданской войны.
Б.М.Кустодиев «Большевик» ( ) 1. Каковы мотивы деятелей Культуры, которые признали Советскую власть? 2. Какую роль сыграл сборник «Смена вех» 3. В чём заключалась главная идея сменовеховства? (р.т.4)
Большевики стремились привлечь к сотрудничес- тву знаменитых ученых, т.к. о т их деятельности зависела обороноспособ- ность страны. Этим лю- дям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и при этом не разделяли идеологию большевиков. В 20-е гг.продолжилась научная деятельность И.Павлова, Н. Жу-ковского, К.Циолковско-го, Н.Зелинского, И. Ми- чурина, В. Вернадского и др. Как большевики относились к учёным? К.Циолковский
Партийный контроль над духовной жизнью ( у ) В 20-е гг. против деятелей русской культуры и науки был предпринят ряд карательных операций. По предложению В.И. Ленина в советский Уголовный кодекс была введена статья, карающая смертной казнью или высылкой за границу за пропаганду или агитация, содействующую международной буржуазии. Подтвердите фактами учебника, что в 20- гг. усилилось преследование интеллигенции советской властью?
После Кронштадтского мя- тежа большевики усили- ли контроль над духов- ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы - ла «разоблачена» Пет- роградская боевая орга- низация. По обвинению в принадлежности к ней были расстрелянв Н.Гу- милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль- туры. В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера, П.Сороки на и др. Партия и духовная жизнь. Н.Бердяев
В 1922г.был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуруза всей печатной продукцией. В 1923 г.соз- дается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. В культуре сох ранялась относительная духовная свобода. Пар- тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изме- нилась-началась идеоло- гизация художественно- го творчества. Партия и духовная жизнь. Партийная цензура.
Партийный контроль над духовной жизнью ( у ) Становление тоталитарного режима, окончательно установившегося в 30-е гг. характеризовалось в духовной жизни советского общества (отметьте лишнее): 1. Продолжением активного обмена с зарубежными странами в духовной сфере 2. Запретом и наказанием инакомыслия в науке, культуре, общественном сознании 3. Строгой государственной цензурой всех средств информации 4. Единой идеологизированной системой образования.
Борьба с религией была вызвана аттеистически- ми воззрениями партий- ных лидеров и стремле- нием убрать конкурента из духовной сферы.В н г.школа была отде- лена от церкви, а цер - ковь -от государства.На- чалось з акрытие храмов и монастырей и конфис- кация их имущества.В к г.Ленин восстано- вил патриаршество, но Тихон занял антисоветс- кую позицию, что обост- рило отношения церкви и государства. Каковы причины гонений, направленных противправославной церкви и её служителей? Патриарх Тихон
В 1922 г.-имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом.Это привело к выступлени- ям верующих.В ответ власть перешла в наступле- ние.Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. Что послужило поводом для гонений на церковь? Взрыв Храма Христа Спасителя (документ, стр.157)
Каковы основные черты «нового советского искусства? (у ) 1.. Автор картин "Купание красного коня", "Смерть комиссара", "1918 г. в Петрограде" и др.: 1. Грабарь И.Э. 2. Петров-Водкин К.С. 3. Иогансон Б.В. 4. Дейнека А.А.
Каковы основные черты «нового советского искусства? (у Выдающийся кинорежиссер, постановщик фильмов "Иван Грозный", "Броненосец Потёмкин", "Александр Невский": 1. Чухрай Г. 2. Ромм М. 3. Эйзенштейн С. 4. Мейерхольд В.
В 20-е г.в начала складываться «пролетерская куль- тура».Пролеткульт охватил ок человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г.возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзен штейн,И.Пырьев,М.Штраух,Э.Гарин).В 1925г.-соз- дается Российская ассоциация пролетарских писа- телей. Ей передали ряд цензорских функций. Поя- вилась плеяда талантивых писателей-М.Шолохов, К.Тренев,И.Бабель и др.В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д.Моор) «Новое искусство». С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин.
Каковы основные черты «нового советского искусства?» (у С Пролеткультом связан один из этапов творческой деятельности: 1. Эйзенштейна С.М. 2. Булгакова М.А. 3. Цветаевой М.И. 4. Ахматовой А.А. Что такое Пролеткульт? Какие идеи пропагандировала эта литературно-художественная и культурно- просветительская организация
Каковы основные черты «нового советского искусства?» (у К характеристике развития культуры и образования в СССР в 1920-е относится: 1. Ликвидация цензурных ограничений 2. Освобождение искусства от идеологического контроля 3. Разнообразие художественных стилей и направлений 4. Переход к обязательному семилетнему образованию.
Ассоциация художников революционной России ста- вила задачу отображения «революционных буд- ней». Студия М.Грекова работает над военной тема тикой, А.Герасимов, И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек». И.Шадр,А.Матвеев творили в жанре революционной романтики. В.Татлин спроектировав«Башню III Интернационала», зало-жил основы современного индустриального дизай-на. «Новое искусство». Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».
Понятия и даты 1. Конструктивизм – направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования (конструирования) особой среды, окружающей человека гг. – высылка из страны 160 деятелей культуры.
§ 22 (повторить по презентации и р.т.) § 23 (р.т.) Задание на дом