Материалы к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации населения Устьянского района и кадрового обеспечения экономики МО «Устьянский муниципальный район» 12 декабря 2013 г. подготовлены Региональным центром профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодёжи «Маршрут успеха» , Архангельск, пр. Чумбарова - Лучинского, д.26,оф.1. т. 8(8182) , г. Архангельск
В рамках реализуемой комплексной программы развития профессионального образования в Архангельской области, создан «Региональный центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи» (распоряжение Правительства Архангельской области от 03 мая 2012 г. 463). Министерство образования и науки Архангельской области Региональный центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи «Маршрут успеха»
Цель работы Регионального центра: Формирование инновационной стратегии профориентационной работы в регионе в рамках реализации государственной политики Архангельской области в сфере профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, для повышения привлекательности профессиональных образовательных программ, специальностей и профессий, востребованных на рынке труда региона.
Задачи Регионального центра: содействовать формированию профессионально- ориентированного контингента обучающихся в профессиональных образовательных организациях региона по востребованным в экономике Архангельской области профессиям и специальностям; содействовать трудовой адаптации и трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Архангельской области через взаимодействие с работодателями и общественными объединениями региона.
Направления деятельности Центра: 1. Профессиональная ориентация обучающихся и их родителей: Лекторий для обучающихся образовательных организаций «Профессиональное образование – Ваш маршрут успеха». Цель лектория: познакомить обучающихся с востребованными профессиями (специальностями) профессиональных образовательных организаций в регионе; Лекторий для родителей «География профессий». Цель лектория: познакомить родителей с направлениями профессиональной подготовки и кластерным анализом в профессиональных образовательных организациях г. Архангельска и Архангельской области.
1. Профессиональная ориентация обучающихся и их родителей: Тестировочный диагностический комплекс «Профориентатор» с целью выявление профессиональных склонностей обучающихся, помощи в выборе среднего специального или высшего учебного заведения, специализации обучения в профессиональных образовательных организациях, определения подходящего профиля обучения в старшей школе; Профориентационные мероприятия г. Архангельска и Архангельской области («Ярмарки учебных мест», «Дни профоориентации», и др.), с целью ознакомления абитуриентов с профессиональными образовательными организациями региона; Профессиональное консультирование обучающихся и родителей по вопросам профессионального самоопределения.
Направления деятельности Центра: 2. Организация и проведение социологических исследований, анализ эффективности деятельности системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи в Архангельской области: Изучение профессиональных намерений и предпочтений обучающихся общеобразовательных организаций и предпочтений дальнейшего выбора направлений подготовки в профессиональных образовательных организациях (число участвовавших в социологических опросах: за 2012 г. – 2925 чел., в 2013 г. – 3500 чел.; количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях в Архангельской области, участвовавших в социологических исследованиях: в 2013 г. – 1002 чел.);
2. Организация и проведение социологических исследований, анализ эффективности деятельности системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи в Архангельской области: Анализ направлений подготовки, рекомендуемых родителями обучающихся и сопоставление их с запросами регионального рынка труда (число родителей, участвовавших в исследованиях за 2012 г. – 2089 чел., в 2013 г. – 2000 чел.); Изучение спектра требований, предъявляемых работодателями к будущим специалистам–выпускникам профессиональных образовательных организаций (количество работодателей, участвовавших в социологических исследованиях: в 2012 г. – 80 чел., в 2013 г. – 102 чел.).
Направления деятельности Центра: 3. Методическое, информационное обеспечение субъектов системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи в Архангельской области: Составление и издание справочников по результатам социологических исследований: состояния рынка труда, образовательных услуг, вакансий работодателей в регионе; Составление и издание справочных материалов по профессиональным кластерам и профессиональным образовательным организациям Архангельской области; Разработка и внедрение двух интерактивных лекториев для общеобразовательных организаций и обучающихся в профессиональных образовательных организациях региона; Создание и сопровождение работы сайта Регионального центра.
Направления деятельности Центра: 4. Реализация проекта «Профессиональные пробы» Цель проекта: содействие ранней профилизации и профессиональному самоопределению старшеклассников. Задачи проекта: – ознакомление с особенностями профессий непосредственно в профессиональных образовательных организациях и на производственных площадках под руководством представителей профессиональных образовательных организаций и работодателей; – получение теоретическо-практической информации о специфике работы; – ознакомление с социальными аспектами будущего трудоустройства; – ознакомление с личностными и профессиональными требованиями, необходимыми для успешной работы по выбранной профессии.
Направления деятельности Центра: 4. Реализация проекта «Профессиональные пробы» Участники проекта (г. Архангельск): 4 организации – работодателя; 9 профессиональных образовательных организаций по 20-и профильным направлениям подготовки для профессионального самоопределения старшеклассников. В 2013 году в профессиональных пробах приняли участие 672 обучающихся из 21 общеобразовательной организации г. Архангельска. В Архангельской области в проекте «Профессиональные пробы» участвовало 11 профессиональных образовательных организаций и 1 организация-работодатель. Профессиональные пробы проводились в 5 районах: Холмогорском, Котласском, Устьянском, Верхнетоемском, Виноградовском и 4 городах: Котласе, Северодвинске, Вельске, Коряжме. Всего в 2013 г. приняло участие 990 обучающихся, из 42 общеобразовательных организаций региона.
Направления деятельности Центра: 5. Организация выставок образовательных услуг «Профессиональное образование-маршрут успеха» Цель проекта: формирование у обучающихся комплексного представления о профильных кластерах и профессиональном образовании в Архангельской области. В учебном гг. запланировано проведение 5-и выставок образовательных услуг регионального значения (в г. Архангельске, Котласе, Вельске, Плесецке). В ходе мероприятий обучающимся будут предложены интерактивные экспозиции профессий, сформированные по профессиональным кластерам, в рамках которых участники выставки пройдут мастер-классы по профессиям, получат консультации и информационно-наглядные материалы.
Направления деятельности Центра: 6.Содействие трудовой адаптации и трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (НПО, СПО): Создание, организация и проведение лектория для обучающихся профессиональных образовательных организаций «География предприятий и организаций Архангельской области» (по районам и профессиональным кластерам); Организация дополнительных образовательных услуг с обучающимися профессиональных образовательных организаций (диагностический тестировочный комплекс «Профкарьера»; тренинги с обучающимися, направленные на трудовую адаптацию и трудоустройство);
6.Содействие трудовой адаптации и трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (НПО, СПО): Формирование и сопровождение баз данных: выпускников общеобразовательных организаций и их профессионального выбора; выпускников профессиональных образовательных организаций и их рабочих мест для дальнейшего трудоустройства; вакансий работодателей; Содействие в проведении «Дней открытых дверей» в профессиональных образовательных организациях и на градообразующих предприятиях Архангельской области; Установление связей с работодателями-предприятиями и организациями региона;
6.Содействие трудовой адаптации и трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (НПО, СПО): Согласование с работодателями возможных мест трудоустройства для выпускников с учетом требований и условий работодателя; Организация и проведение встреч представителей работодателей с обучающимися профессиональных образовательных организаций, а также с обучающимися старших классов общеобразовательных организаций;
6.Содействие трудовой адаптации и трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (НПО, СПО): Организация и проведение «Круглых столов», встреч, выездных семинаров для работодателей и выпускников профессиональных образовательных организаций; Организация и проведение презентаций, форумов профориентационной направленности; Профконсультации.
Региональный центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи Адрес: г. Архангельск, ул. Чумбарова- Лучинского, д.26 Телефоны: 8 (8182) (8182) Сайт: успеха.рф
Фрагмент лектория «Профессиональное образование – Ваш маршрут успеха», реализуемого в общеобразовательных школах г Архангельска и Архангельской области для старшеклассников, родителей и учителей. ВНИМАНИЕ! Карта является интерактивной. При нажатии клавиши на Устьянский район и смежные с ним районы, она открывается на указанных районах. Цель лектория – познакомить учащихся со специальностями и профессиями, востребованными на рынке труда г. Архангельска и Архангельской области, а также учреждениями системы начального и среднего профессионального образования, готовящих специалистов в данных направлениях.
Устьянский район УчреждениеАдрес ГАОУ СПО АО «Устьянский индустриальный техникум»Устьянский индустриальный техникум , Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Свободы, д. 1 тел.: (81855) ; Внимание! Активные ссылки обозначены синим и сиреневыми цветами.
Шенкурский район УчреждениеАдрес Филиал ГАОУ СПО АО «Устьянский индустриальный техникум»Устьянский индустриальный техникум структурное подразделение: , г. Шенкурск, ул. Красноармейская, д. 1 тел.: (81855) 52519;
Верхнетоемский район УчреждениеАдрес ГБОУ СПО АО «Верхнетоемский лесной техникум» Верхнетоемский район, п. Двинской, ул. Двинская, д. 1а тел.: (81854) ;
Вельский район УчреждениеАдрес ГАОУ СПО АО «Вельский индустриальный техникум»Вельский индустриальный техникум , Вельский район, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 201 тел.: ГАОУ СПО АО «Вельский сельскохозяйственный техникум» , Вельский район, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 88 тел.: (81836) ; ГБОУ СПО АО «Вельский экономический техникум» , Вельский район, г. Вельск, ул. Ломоносова, д. 37 тел.: (81836) ;
Красноборский район УчреждениеАдрес ГАОУ СПО АО «Красноборский лесотехнический техникум» , с. Красноборск, ул. Красная, д. 31
Котласский район УчреждениеАдрес ГБОУ СПО АО «Котласский педагогический колледж»165300, Котласский район, г. Котлас, ул. Мелентьева, д. 31 ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания» , Архангельская область, г. Котлас, ул. Заводская, д. 9 тел.: ГАОУ СПО АО «Котласский электромеханический техникум» , Котласский район, г. Котлас, ул. Кузнецова, д. 16а тел.: (818-37) ; ГБОУ СПО АО «Котласский транспортный техникум»г. Котлас, ул. Заполярная, 19 ГБОУ СПО АО «Шипицынский агропромышленный техникум» Котласский район, п. Шипицыно, ул. Ломоносова тел.: (81837) ; www: Ленский район, с. Яренск, ул. Трудовая. Д. 32; тел.: (81859) ГАОУ СПО АО «Коряжемский индустриальный техникум» г. Коряжма, ул. Набережная им. Островского, д. 1 ГБОУ СПО АО «Котласский медицинский техникум»* , г. Котлас, ул. Мельникова, д. 31 тел.: (81837) 31197; *- учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Архангельской области
Устьянский индустриальный техникум Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки:
Устьянский индустриальный техникум Основные проф. образовательные программы начального профессионального образования: Кластер Специальность (с указанием квалификации) Базовое образованиеФорма обученияСроки обучения Сфера обслуживания Продавец, контролер-кассир (продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, контролер-кассир) 9 классовочная 2 года 5 мес. Животноводство, агротехника. Сельское и рыбное хозяйство Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля категории «С») 9 классов очная 2 года 5 мес. Машиностроение. Материалообработка. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (электросварщик ручной сварки) 11 классов очная10 мес. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов. Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин (машинист трелёвочной машины, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса) 9 классов очная 2 года 5 мес. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов. Мастер по лесному хозяйству (лесовод, водитель автомобиля) 9 классов очная 2 года 5 мес. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов. Станочник-обработчик 9 классовОчная10 мес. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Торговля и товароведение. Повар, кондитер (повар, кондитер) 9 классов очная 2 года 5 мес. Архитектура и строительство. Геодезия и землеустройство. Мастер столярно-плотничных и строительных работ (плотник, столяр строительный, стекольщик) 9 классов очная 10 мес. Архитектура и строительство. Геодезия и землеустройство. Мастер отделочных строительных работ (штукатур, маляр) 9 классовОчная10 мес.
Профессиограмма профессии «техник – технолог (технология деревообработки )» Область профессиональной деятельности: разработка и внедрение технологических процессов по производству продукции деревообработки; организация работы структурного подразделения. Техник-технолог: разрабатывает и ведет технологический процесс деревообрабатывающих производств: участвует в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР); составляет карты технологического процесса по всем этапам изготовления продукции деревообрабатывающего производства; организует ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки; выполняет технологические расчеты оборудования, расхода сырья и материалов; проводит контроль соответствия качества продукции деревообрабатывающего производства требованиям технической документации; участвует в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения: в планировании работы структурного подразделения; в руководстве работой структурного подразделения; в анализе процесса и результатов деятельности структурного подразделения; выполняет работу по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Требования к ключевым компетенциям должен иметь представление: - об основных направлениях совершенствования современных технологических процессов и разработки малоотходных, энергосберегающих, экологически чистых технологий переработки древесного сырья; - основные физико-механические свойства древесины разных пород, древесных материалов, клеевых, облицовочных и отделочных материалов и технологические процессы их получения; - методы расчета расхода материалов, размеров проектируемых изделий и технологических процессов изготовления изделий; вопросы охраны труда и техники безопасности, природоохранное законодательство; Должен уметь: - разрабатывать технологические решения переработки древесины и древесного сырья, отвечающие требованиям перспективного развития отрасли и стандартов на изделия; - квалифицированно производить расчеты, в том числе с современных программ, технологических процессов обработки древесины и расхода древесного сырья на изготовление изделий из древесины; - составлять и использовать нормативно-правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности; - работать мастером и технологом деревообрабатывающего мебельного производства.
Профессиограмма профессии «техник – технолог» (Технология продукции общественного питания) Общая характеристика профессии: Технолог - это специалист, деятельностью которого является широкая организация общественного питания, культурное обслуживание населения, внедрение прогрессивных форм работы. Организует технологический процесс приготовления продуктов общественного питания. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты (описание приготовления блюд и их состав). Оформляет на них необходимую документацию, инструктирует поваров. Ведет полный учет материальных ценностей. Осуществляет контроль за качеством и выходом готовых блюд и изделий. Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Склонность к анализу и прогнозу; хорошее обоняние и вкусовая чувствительность; умение концентрировать и распределять внимание; хорошая оперативная и долговременная память; ответственность, честность; дисциплинированность, аккуратность; подвижность пальцев рук, хорошая зрительно-двигательная координация; воспроизводящее воображение; эстетический вкус, творческие способности; уравновешенность, коммуникабельность. Медицинские противопоказания: Заболевания: опорно-двигательного аппарата; дыхательных органов; сердечно- сосудистой системы; органов пищеварения; почек и мочевых путей; нервной системы, снижение остроты зрения; кожи с локализацией на кистях рук (экзема); варикоз вен. Требования к профессиональной подготовке Должен знать: действующее законодательство и нормативную базу профессиональной деятельности; организационно- правовые формы и классификацию предприятий общественного питания; организацию материально-технического снабжения, складского и тарного хозяйства; структуру, планирование и организацию производства, организацию труда персонала; порядок составления меню; классификацию, ассортимент, рецептуры, технологию приготовления; требования к качеству и требования к реализации кулинарной и кондитерской продукции; процессы, формирующие качество продукции; классификацию, требования к качеству, особенности, формы, средства и методы оказания услуг; особенности сертификации услуг общественного питания; виды, принцип работы, технические характеристики, правила безопасной эксплуатации технологического оборудования; основы микробиологии, физиологии питания, гигиены и санитарии.
Профессиограмма профессии «Продавец, контролер-кассир» Профессиональные компетенции по профессии «Продавец, контролер-кассир»: - обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, назначении, вкусовых свойствах товаров; - проверять качество, комплектность, количественные характеристики, сроки реализации товаров; - осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании; - осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей; - осуществлять приемку товаров и наличие необходимых сопроводительных документов на поступившие товары; - соблюдать условия хранения, сроки хранения и сроки реализации товаров; - осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования; - изучать спрос покупателей; - соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями; - проверять платежеспособность государственных денежных знаков; - оформлять документы по кассовым операциям; - осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. Области применения профессии: Продавец, контролер-кассир может работать в таких организациях и сферах, как: - торговые предприятия: магазины; универмаги; супермаркеты; салоны-магазины; - торгово-оптовые склады; - рынки, торговые ряды; - торговые точки и т.п. Требования к индивидуальным особенностям специалиста: - умение хорошо считать; - устойчивость внимания; - умение общаться с людьми; - четкая дикция; грамотная речь; - наблюдательность; активность; ответственность. Продавцу необходимы хорошие долговременная и оперативная память, глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета. Он должен быть эмоционально устойчивым, наблюдательным, общительным, честным. Преимущества профессии: - большой спрос на рынке труда; -стабильная и достойная заработная плата в торговых предприятиях, особенно где платят не только оклад, но и проценты с продаж; - профессия «Продавец, контролер-кассир» не связана с тяжелым физическим трудом.
Профессиограмма профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» Общая характеристика профессии Управляет гусеничными и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями. Может работать на уборочных комбайнах, грузовых машинах. Выполняет вспашку, посев, уборку и транспортировку урожая и т.п. В ходе работы наблюдает за показаниями приборов, прислушивается к работе двигателя, следит за направлением движения машины. Несет ответственность за сохранность и работоспособность техники, использование горюче-смазочных материалов. В период посевной и уборочной компании рабочий день не нормирован. В этот период возможно проживание в течение 1-2 недель на полевых станах при минимальных бытовых удобствах. Рабочая поза - положение "сидя". Работает в основном индивидуально (эпизодическое сотрудничество со сменщиком, прицепщиком), в любых погодных и климатических условиях, при воздействии вибрации, шума, пыли. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Необходимы физическая сила и выносливость, достаточная острота слуха, хороший объемный глазомер, точная сенсомоторная реакция, устойчивый интерес к работе с техникой, техническая наблюдательность и смекалка. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями опорно-двигательного аппарата (радикулит, артрит и т.п.), выраженными дефектами органов зрения и слуха, нервно-психическими расстройствами. Требования к профессиональной подготовке Нужны знания в области физики, биологии, геометрии как педпосылка освоения спецпредметов - теории машин и механизмов, металловедения, агротехники и др. Необходимы знание назначения и навыки использования слесарных инструментов, умение собирать и разбирать электроприборы. Родственные профессии (специальности) Автомеханик, водительские профессии различных типов, преподаватель спецкурса в профтехучилище.
Профессиограмма профессии «Сварщик» Сварщик выполняет работы по газопламенной обработке металлических деталей, узлов и конструкций. Он собирает металлические заготовки, налаживает сварочное оборудование, выбирает способ сварки, устанавливает положение горелки и необходимую мощность горелки, подбирает размер присадочной проволоки. Он подготавливает изделия, узлы и соединения под сварку, зачищает швы после сварки и резки, обслуживает переносные газогенераторы. Основным инструментом сварщика является сварочная горелка, в которой происходит смешение горючего газа с кислородом и образование сварочного пламени, расплавляющего металл заготовок изделия и присадочный металл. Регулируя тепловую мощность пламени, сварщик может выполнять не только сварку, но и наплавку, пайку, зачистку металла и его подогрев. Сварщик предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии, проводит зрительный контроль швов. Он контролирует образование шва, качество сварного соединения, проводит термообработку сварных стыков после сварки. Родственные профессии: электрогазосварщик-врезчик, газорезчик. Газосварщик, кроме сварки, выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляет наплавку, пайку и подогрев металла. Требования к знаниям и умениям специалиста Для успешного освоения профессии сварщика необходимо иметь базовые знания по физике (электричество), математике, химии. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Для успешной деятельности в качестве сварщика необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: пространственное мышление, точная моторику рук (четкую координацию движений рук, кистей и пальцев) и гибкость всего тела, Склонность к ручному труду, Склонность к работе с техникой, Физическая выносливость, Эмоциональная устойчивость Области применения профессии Сварщики работают в любой отрасли промышленности, где необходима металлообработка: на производственных предприятиях, заводах, в строительных компаниях, в лабораториях по разработке и испытанию новых производственных образцов, в компаниях по оформлению интерьера, в автосервисе.
Профессиограмма профессии «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин » Содержание труда: управление трелевочными машинами (тракторами, тягачами) различных систем, оснащенными навесным или прицепным оборудованием, при выполнении отдельных или комплекса операций по валке леса, пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев на лесосеках и, верхних лесоскладах, корчевке и подборе пней на лесосеках, верхних и промежуточных лесоскладах, трелевочных волоках с выравниванием и подготовкой площадей. Регулирование, пуск и остановка механизмов и оборудования трелевочных машин, выявление и устранение их неисправностей. Техническое обслуживание и участие в ремонте трелевочной машины и применяемого оборудования. Заправка трелевочной машины горюче-смазочным материалом. Должен знать: основы электротехники; устройство и конструкцию трелевочных машин (тракторов, тягачей) различных систем, навесного и прицепного оборудования; принцип работы двигателей трелевочных машин и правила их регулирования; устройство пневмо-, гидро- и электрооборудования трелевочной машины; технические условия на регулирование узлов и механизмов трелевочных машин, их эксплуатационные данные; способы выполнения лесосечных работ; правила дорожного движения; основные виды топлива и сорта горюче-смазочных материалов; методы выявления и устранения неисправностей трелевочных машин и применяемого оборудования. Профессионально важные качества: - гибкое распределение внимания; - физическое здоровье; - техническое мышление; - точный глазомер; - эмоциональная устойчивость. Квалификационные требования: начальное профессиональное образование, опыт работы от 3 лет. Медицинские противопоказания: - нарушение функций опорно-двигательного аппарата; - заболевания органов зрения, слуха; - психические заболевания; - заболевания нервной системы; - заболевания, связанные с потерей сознания; - заболевания органов дыхания.
Профессиограмма профессии «Лесовод» Содержание труда Основная задача лесоводов - восстановление и приумножение лесного богатства страны. Для этого они производят посев семян, посадку саженцев, деревьев, закладывают лесные полезащитные полосы. Перед посадкой лесовод определяет структуру и тип почвы, обрабатывает ее, заготавливает семена, определяет их посевные качества. Осуществляет меры борьбы с вредителями и болезнями деревьев и кустарников, очищает места рубок. Проводит простейшую топографическую съемку леса, определяет объем древесной массы насаждений, осуществляет меры противопожарной безопасности и другие меры по охране леса. Лесовод может оказаться в необычных условиях: в одиночку ночевать в лесу, бороться с огнем; можно встретиться с крупным хищником. При таких обстоятельствах требуется решительность и смелость. Лесовод должен быть внимательным, наблюдать, подмечать многое, что происходит в лесу. Должен знать Основы биологии, зоологии, экологии, картографию, природопользование, уметь владеть лесохозяйственными механизмами. Профессионально важные качества наблюдательность; внимание; физическая сила и выносливость; умение выживать в природных условиях; решительность; смелость Медицинские противопоказания болезни, связанные с потерей сознания; аллергические заболевания; психические и нервные заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Пути получения профессии Колледж, лесоводческих хозяйствах, лесотехнические институты. Родственные профессии Техник лесного хозяйства, инженер по лесным мелиорациям, инженер лесного хозяйства, инженер по озеленению.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями в различных дорожных условиях. Подача автомобиля под погрузку и разгрузку грузов. Управление механизмом подъема платформы автомобиля и грузоподъемным механизмом заднего борта; заправка топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Контрольный осмотр автомобиля и ежедневное техническое обслуживание; определение и устранение мелких эксплуатационных неисправностей. ДОЛЖЕН ЗНАТЬ Правила дорожного движения, основы безопасности управления; устройство и принцип действия механизмов, систем и приборов автомобиля; правила обкатки и хранения автомобилей, эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; марки и свойства топлив и масел; правила перевозки различных грузов; правила охраны труда. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА Тип профессии «человек-техника». Работа на открытом воздухе. Ручные и механизированные орудия труда Профессиограмма профессии «Водитель автомобиля»
Профессиограмма профессии «Станочник-обработчик (станочник в деревообработке)» Описание деятельности Деятельность станочника в деревообработке представляет собой работу с применением знаний по геометрии, физике и черчению, знании устройства, правил наладки станков и проверки их на точность, устройства и правил использования измерительных инструментов, технологий термообработки, заточки, доводки инструмента, а также принципов калибрования профилей деталей, класса точности и чистоты обработки. Характеристика сотрудника Станочник в деревообработке должен обладать физической выносливостью, ответственностью и дисциплинированностью. Трудовые обязанности Станочник в деревообработке ведёт прием деталей при обработке на деревообрабатывающих станках. Осуществляет укладку деталей на подстопное место. Сверлит отверстия в заготовках, узлах и деталях на одношпиндельных и многошпиндельных станках с ручной и механической подачей. Производит отбраковку деталей по качеству обработки. Строгает стружки различных спецификаций на налаженных стружечных и универсальных станках. Изготавливает шканты на токарном станке и производит токарную обработку простых деталей. Участвует в процессе фрезерования деталей и заготовок. Производит выборку гнёзд в деталях по разметке на цепнодолбёжном станке. Изготавливает кровельную щепу на станке. Производит штамповку заготовок из шпона, сшивку дощечек, реек в щит и комплектов ящиков на проволокосшивальном станке. Производит выполнение токарных работ по изготовлению деталей сложных конфигураций. Осуществляет подбор партии сырья для строгания по толщине и длине. Выполняет ремонт обслуживаемого оборудования.
Профессиограмма профессии «Повар, кондитер» 1. Общая характеристика профессии Приготовление блюд и кулинарных изделий от простой кулинарной обработки до требующих сложной кулинарной обработки: первичная обработка продуктов, приготовление первых, горячих, холодных блюд из овощей, круп, мяса, с/х птицы, дичи, рыбы, яиц, творога, плодов, фруктов и ягод используя разные способы тепловой обработки. Оформления блюд для банкетов. Изготовление изделий из видов теста. Приготовление сиропов, кремов, помадок. Ведение процессов изготовления пирожных, кексов, тортов, рулетов, печенья. Изготовление деталей рисунка, украшений для кондитерских изделий из шоколада, крема, мастик, безе. 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должен быть физически выносливым, иметь хорошие долговременную память, объемный и линейный глазомер, умением концентрировать внимание. Нужны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность. 3. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям, страдающим следующими заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма, туберкулез и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т.п.); органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь, сахарный диабет и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.); нервной системы (менингит, опухоли нервной системы и др.); болезни кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.); бактерионосительство. 4. Требования к профессиональной подготовке Должен знать рецептуры, основы технологии приготовления, требования к качеству, срокам, условиям хранения, порционирования, оформления и подачи блюд и кулинарных изделий, требующих кулинарной обработки средней сложности; кулинарное назначение продуктов, признаки и органолептические методы определения их доброкачественности, устройство и правила эксплуатирования технологического оборудования, правила использования производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов, посуды и правила ухода за ней. Должен уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование. 6. Родственные профессии Бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, кулинар блюд из рыбы и морепродуктов, пекарь, кондитер, повар.
Содержание труда: Выполнение столярных работ различной степени сложности (в зависимости от квалификационного разряда). Примеры работ. Общестроительные работы: изготовление деталей и сборка из них дверных полотен и оконных переплетов прямоугольной формы всех типов. Сборка и ремонт прямолинейных фрамуг, оконных створок, глухих переплетов для гражданских и промышленных зданий. Вгонка глухих переплетов и фрамуг. Установка филенчатых перегородок. Установка дверных и оконных блоков, подоконных досок и монтажных брусков. Установка с пригонкой по месту простых врезных и частично врезных приборов (ролики дверные с планками, звонки-вертушки, ручки дверные и оконные, задвижки поперечные и т.п.). Обшивка стен древесностружечными плитами. Разметка по эскизам и изготовление шаблонов для штукатурных и форм для лепных работ. Должен знать: свойства древесины твердых пород и способы ее обработки. Способы заделки отдельных мест древесины. Способы изготовления, пригонки и навески сложных столярных изделий. Способы изготовления сопряжений и сборки элементов столярных изделий. Профессионально важные качества: - точность зрительно-двигательной координации; - высокая скорость оперативного мышления; - пространственное мышление; - точный глазомер; - гибкость распределения и переключения внимания; - техническое мышление; - эмоциональная устойчивость. Квалификационные требования: начальное профессиональное образование, опыт работы от 3 лет. Медицинские противопоказания: - нарушение функций опорно-двигательного аппарата, зрения; - заболевания нервной системы; - заболевания органов дыхания; - заболевания, связанные с аллергическими реакциями; - заболевания конечностей, ограничивающие движения рук. Профессиограмма профессии «Столяр строительный»
Профессиограмма профессии «Мастер отделочных строительных работ» В составе профессии четыре специальности: маляр (строительный); штукатур; облицовщик - плиточник, мозаичник синтетическими материалами, полировщик. Маляр-штукатур Выполняет различные виды отделочных и малярных работ. Занимается ремонтом наружных и внутренних поверхностей зданий. Сначала маляр подготавливает к работе деревянные, бетонные, металлические поверхности зачищает и грунтует их. Подбирает составы подходящего качества и цвета. Подготавливает растворы, работает с различными видами штукатурки, облицовывает стены плиткой. Занимается окраской, оклейкой обоями. Маляр, имеющий высокую квалификацию (5-6-й разряды), выполняет художественную отделку и роспись стен и потолков, оформление лепки, декоративное лакирование и золочение поверхностей. Работа посменная, может проходить в помещении или на улице, иногда на высоте с люлек или лесов, в неудобной позе. Условия труда повышенной сложности: приходится дышать цементной и другой пылью, парами растворителей, работать в загрязненных условиях. Маляр-штукатур должен знать основные виды современных красок и эмалей, материалов для выполнения штукатурных работ, их свойства и особенности. Понимать способы подготовки различных поверхностей, их обработки, уметь оклеивать обоями, облицовывать плиткой, производить ремонт малярных поверхностей. Отслеживать новинки лакокрасочного производства. Для работы потребуются знания по технике рисунка, художественному творчеству, цветообразованию, основам физики и химии. Маляр должен уметь пользоваться специальным оборудованием и инструментами. Представителю данной профессии нужно быть физически выносливым, обладать чувством равновесия, иметь развитую суставно-мышечную и тактильную чувствительность, хорошее зрение, глазомер, творческое воображение, развитый эстетический вкус, наглядно-образное мышление и память. Выбирать для себя эту профессию стоит терпеливым, аккуратным, внимательным. Работа противопоказана людям с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Профессия на сегодняшний день весьма востребована, и есть основания полагать, что будет оставаться таковой и в дальнейшем. Заработки сопоставимы со средними доходами в промышленности, могут быть даже несколько выше (в зависимости от квалификации, видов и уровня выполняемых работ). Возможен труд по индивидуальным заказам частных клиентов, предпринимательская деятельность. Профессию можно отнести к числу тех, что хоть и не позволяют рассчитывать на головокружительную карьеру, но дают возможность начать зарабатывать относительно быстро, не тратя много лет на специальную подготовку, и дают гарантию того, что человек не останется без куска хлеба.
Вельский индустриальный техникум * Дублирующие профессии/специальности с УИТ
Вельский сельскохозяйственный техникум
Вельский экономический техникум
Верхнетоемский лесной техникум * Дублирующие профессии/специальности с УИТ
Красноборский лесотехнический техникум * Дублирующие профессии/специальности с УИТ
Котласский педагогический колледж
Котласский техникум торговли и общественного питания * Дублирующие профессии/специальности с УИТ
Котласский электромеханический техникум * Дублирующие профессии/специальности с УИТ
ГАОУ СПО АО " Устьянский индустриальный техникум " Список реализуемых профессий % выполнения плана приема (по состоянию на г., данные Минобр.) Список возможных предприятий - работодателей Сварщик0,00 ООО"УСТЬЯНСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" ООО "Устьянское жилищно-коммунальное хозяйство" Станочник-обработчик0,00 Повар, кондитер56,00ООО "ПО СТРОЕВСКОЕ" Тракторист, машинист с/х производства 65,00ООО "СОВХОЗ "БЕСТУЖЕВСКИЙ" Продавец, контролер- кассир 85,00 ООО "ПО СТРОЕВСКОЕ" УСТЬЯНСКОЕ МОЛОКО, ООО ООО "СОВХОЗ "БЕСТУЖЕВСКИЙ" Технология деревообработки 66,67"ЛОГО-РИТМ", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания"
ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список реализуемых профессий % выполнения плана приема (по состоянию на г., данные Минобр.) Список возможных предприятий - работодателей Мастер отделочных строительных работ 80,00 ООО "Устьянское жилищно-коммунальное хозяйство" ООО "УСТЬЯНСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" Мастер по лесному хозяйству 90,00 "ЛОГО-РИТМ", ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания" Мастер столярно- плотничных и паркетных работ 90,00 ООО"Устьянское жилищно-коммунальное хозяйство" ООО "УСТЬЯНСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" Машинист л/з104,00 "ЛОГО-РИТМ", ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания" Технология продукции общественного питания 124,00УСТЬЯНСКОЕ МОЛОКО, ООО
Предложения по повышению эффективности профориентационной работы в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Предложения по повышению эффективности профориентационной работы в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Организация профессиональных проб на базе УИТ и выходов к работодателю (экскурсии, мастер-классы). Реализация профориентационных мероприятий с приглашением представителей работодателя в школы для информации о профессиях. Проведение Дня открытых дверей УИТ для потенциальных абитуриентов из Устьянского района и смежных районов области. Работа в школах смежных районов, в которых нет дублирования (или низкий % дублирования) направлений подготовки в УИТ. Организация профессиональных проб на базе УИТ и выходов к работодателю (экскурсии, мастер-классы). Реализация профориентационных мероприятий с приглашением представителей работодателя в школы для информации о профессиях. Проведение Дня открытых дверей УИТ для потенциальных абитуриентов из Устьянского района и смежных районов области. Работа в школах смежных районов, в которых нет дублирования (или низкий % дублирования) направлений подготовки в УИТ.
Выступление представителей УИТ и работодателей на родительских собраниях в школах (представление специальностей и условий трудоустройства). Формирование списков потенциальных абитуриентов и числа выпускников школ района совместно с администрацией школ. Установление связей УИТ с потенциальными работодателями смежных районов для подбора мест практик и будущего трудоустройства выпускников. Предоставление информационно-рекламных материалов об УИТ и его направлениях подготовки в общеобразовательные школы района и смежные районы области. Участие в выставках образовательных услуг в смежных районах области. Выступление представителей УИТ и работодателей на родительских собраниях в школах (представление специальностей и условий трудоустройства). Формирование списков потенциальных абитуриентов и числа выпускников школ района совместно с администрацией школ. Установление связей УИТ с потенциальными работодателями смежных районов для подбора мест практик и будущего трудоустройства выпускников. Предоставление информационно-рекламных материалов об УИТ и его направлениях подготовки в общеобразовательные школы района и смежные районы области. Участие в выставках образовательных услуг в смежных районах области. Предложения по повышению эффективности профориентационной работы в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Предложения по повышению эффективности профориентационной работы в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум"
Формирование базы данных по вакансиям работодателей района и смежных районов с учетом выпускников ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум". Содействие УИТ в подборе работодателей для прохождения практик и дальнейшего трудоустройства выпускников. Участие в Дне открытых дверей УИТ. Организация круглого стола для выпускников УИТ. Информирование УИТ о профориентационных мероприятиях, проводимых в области. Содействие в участии УИТ в данных мероприятиях. Формирование базы данных по вакансиям работодателей района и смежных районов с учетом выпускников ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум". Содействие УИТ в подборе работодателей для прохождения практик и дальнейшего трудоустройства выпускников. Участие в Дне открытых дверей УИТ. Организация круглого стола для выпускников УИТ. Информирование УИТ о профориентационных мероприятиях, проводимых в области. Содействие в участии УИТ в данных мероприятиях. Предложения для ЦЗН по повышению эффективности профориентационной работы, направленной на привлечение абитуриентов в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум"
В целях ранней профилизации и профессионального самоопределения молодежи Устьянского района, а также повышения эффективности профориентационной работы, направленной на привлечение абитуриентов в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" рекомендуем: Проведение профориентационного лектория по профессиям ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" (с использованием профессиограмм) в 9-11-х классах, с приглашением представителей техникума для информирования о правилах приема, местах прохождения производственных практик и т.д. Обеспечивать участие школьников района в профессиональных пробах техникума (согласно графику профессинальных проб). Оказывать содействие администрации ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" в проведении профориентационных мероприятий в школах района. Содействие в формировании списков выпускников, имеющих намерения обучаться в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" В целях ранней профилизации и профессионального самоопределения молодежи Устьянского района, а также повышения эффективности профориентационной работы, направленной на привлечение абитуриентов в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" рекомендуем: Проведение профориентационного лектория по профессиям ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" (с использованием профессиограмм) в 9-11-х классах, с приглашением представителей техникума для информирования о правилах приема, местах прохождения производственных практик и т.д. Обеспечивать участие школьников района в профессиональных пробах техникума (согласно графику профессинальных проб). Оказывать содействие администрации ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" в проведении профориентационных мероприятий в школах района. Содействие в формировании списков выпускников, имеющих намерения обучаться в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Предложения Регионального центра для Управления образования МО «Устьянского муниципального района»
Список предприятий – работодателей в смежных районах области Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский районСварщик ООО"Вельские коммунальные системы" ООО «Северсталь-Вторчермет» Повар, кондитер ООО «Вавилон» ООО "Вельскхлебопродукт-2" Тракторист, машинист с/х производства ОАО "Важское" ОАО «Агрофирма Вельская» ООО «Агрофирма Судромская» ООО «Пежма» ОАО «Знамя Победы» ООО «Вельская птицефабрика» Продавец, контролер-кассирООО "Вельская птицефабрика" ООО "Наш Магазин" ООО "Вельское ГОРПО" ООО "ВЕЛЬСКОЕ ГОРПО 1" ООО "Торговая фирма "Петровский и К" ООО "Диал-Север" ООО "ТФ "Север Плюс" ООО "Дом плюс" ООО "Фирма "Север" ИП Меньшуткин А.В. ООО "Пежма"
Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский районТехнология деревообработки ООО "Вельская лесная компания" ООО «Раск-Инвест», ООО «ЛПП Вельск-лес» ООО «Вудпром» ООО «Вельский ДОК» ЗАО «Вагаинвест» ООО «Протон» Мастер отделочных строительных работ АО Вельскгражданстрой АО Вельскпроект Мастер по лесному хозяйствуООО "Вельская лесная компания" Мастер столярно-плотничных и паркетных работ АО Вельскгражданстрой АО Вельскпроект Машинист л/зООО "Вельская лесная компания" Список предприятий – работодателей в смежных районах области
Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский район Технология продукции общественного питания АО «Вельский Анком», ООО «Переработчик-2», ООО «Вельская птицефабрика» ООО «Колбасный цех» МУП «Вельский хлебокомбинат» МУП «Вельскхлебпродукт» ВПО Вельский райпотребсоюз, Вельское ГОРПО, ООО «Источник Севера» СварщикМУП"Жилищно-эксплуатационное управление" Повар, кондитер ПО «Заготпромторг» ООО «Колос» ООО «Хлеба пермогорья» Тракторист, машинист с/х производства ФГУП «Котласское» ОАО «Коряжемское» ИП Поротова Н.А. ИП Налетова А.А. ИП Епимахова И.В.
Список предприятий – работодателей в смежных районах области Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский район Продавец, контролер-кассир ПО «Заготпромторг» ООО «Колос» ООО «Хлеба пермогорья» ИП «Эксперт» Магнит, универсам Виктория Абсолют Технология деревообработки ООО «Котласский лдк» ООО «Котласский лесопильно- деревообрабатывающий комбинат» Мастер отделочных строительных работ ООО "Стройресурс" Мастер по лесному хозяйству АО «Нюбский леспромхоз» АО «Ергодинский ЛПХ» «Котласский лесопункт» Мастер столярно-плотничных и паркетных работ ООО "Стройресурс" Машинист л/з АО «Нюбский леспромхоз» АО «Ергодинский ЛПХ» «Котласский лесопункт»
Список предприятий – работодателей в смежных районах области Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский район Технология продукции общественного питания ПО «Заготпромторг» ООО «Колос» ООО «Хлеба пермогорья» Повар, кондитерООО «Верхнетоемский хлебокомбинат» Тракторист, машинист с/х производства ООО "Корниловский леспромхоз" ОАО Авнюгский леспромхоз ОАО "Верхнетоемская сплавконтора" Выйское лесничество Продавец, контролер-кассирВерхнетоемский универмаг Аннушка Велес-3 Видикон-1 Видикон-2
Список предприятий – работодателей в смежных районах области Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский район Мастер отделочных строительных работ ОАО «Котласлесстрой», филиал Мастер по лесному хозяйству Общество с ограниченной ответственностью "Корниловский леспромхоз" Открытое акционерное общество Авнюгский леспромхоз ОАО "Верхнетоемская сплавконтора" Выйское лесничество Мастер столярно-плотничных и паркетных работ Машинист л/з Общество с ограниченной ответственностью "Корниловский леспромхоз" Открытое акционерное общество Авнюгский леспромхоз ОАО "Верхнетоемская сплавконтора" Выйское лесничество ООО "ЛЗП "Тоймалес" Технология продукции общественного питания ООО «Верхнетоемский хлебокомбинат»
Список предприятий – работодателей в смежных районах области Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский районПовар, кондитер ООО Маслодельный завод «Красноборский» ООО «Хлеб-Черевково» ИП Карачева О.В. ИП Руснак А.А. ИП Савкин Б.Т. ИП Ершова Е.В. Тракторист, машинист с/х производства ООО «Росток» КХ «Надежда» КХ «Искра» КХ «Дружба» КХ «Ляховское» КХ «Черевково» КХ «Зиновьева» Продавец, контролер-кассир Технология деревообработкиООО «Лесная компания» ИП Кувакин С.Н. ИП Юрьев А.А. ИП Брызгалов В.В.
Список предприятий – работодателей в смежных районах области Район Профессии ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" Список возможных предприятий - работодателей Вельский район Мастер отделочных строительных работ Мастер по лесному хозяйству ОГУ Красноборский лесхоз ОАО Красноборский ЛПХ Куликовское лесничество Черевковское лесничество Мастер столярно-плотничных и паркетных работ Машинист л/з Красноборский лесхоз ОАО Красноборский ЛПХ Технология продукции общественного питания ООО Маслодельный завод «Красноборский» ООО «Хлеб-Черевково» ИП Карачева О.В. ИП Руснак А.А. ИП Савкин Б.Т. ИП Ершова Е.В.
в целях повышения эффективности профориетационной работы, направленнной на привлечение абитуриентов в «Устьянский индустриальный техникум» и дальнейшего трудоустройства выпускников техникума, просим Центр занятости населения МО «Устьянского муниципального района» расширить список потенциальных работодателей для выпускников «Устьянского индустриального техникума». Предложения ЦЗН по повышению эффективности профориентационной работы, направленной на привлечение абитуриентов в ГАОУ СПО АО "Устьянский индустриальный техникум" :
Благодарим за внимание!