Цели урока: Познавательно- практические: - использование разных приемов обработки изделия. - формирование умения создавать изображения по собственному замыслу. Развивающие : - развитие творческой фантазии, умение видеть необычное в обычном. Воспитательные: - развитие духовных связей у детей с искусством. - воспитание у детей интереса к творчеству. Оборудование: линейка, карандаш, ножницы, цветная бумага, клей, рабочая тетрадь. Тип урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий.
План урока: 1.Организационный момент. 2.Познавательные сведения. 3.Практическая работа ( «Полотняное переплетение» ) 4. Итог урока.
Пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания предназначенная для производства тканей. Прядение – это совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа. Цель прядения – получение длинной, равномерной по толщине пряжи.. Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют и очищают от примесей, волокна перемешивают и прочесывают, затем Формируют из них ленту. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить – пряжа – была прочной.
Историческая справка На протяжении тысячелетий единственным орудием прядильщицы было ручное веретено Первые попытки создания механических приспособлений для прядения ниток Предпринимались еще в XV веке. Изобретение самопрялки с ножным приводом Приписывают немецкому изобретателю Юргенсу и датируют 1530 годом.
Ткань - это материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей. Нити идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.
Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам. По кромке. По степени растяжения – нить основы меньше тянется. Основная нить – прямая, а уточная – извитая.
Из истории Еще в III тысячелетии до н. э. до изобретения ткацкого станка люди изготовляли ткань с помощью особого приема плетения на раме Позднее был изобретен ручной ткацкий станок, применявшийся до 30 – годов XVII века
Существует шесть производственных этапов изготовления ткани Волокно Нити ( пряжа ) Ткачество Суровая ткань Отделка Готовая ткань
Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, такую ткань называют суровой, она нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.
Ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка. Самое распространенное переплетение полотняное.
Ткань имеет лицевую сторону можно определить по следующим признакам: 1.На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной. 2.На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий. 3. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки ( петельки, узелки ) выведены на изнаночную сторону.
Практическая работа. «Выполнение из бумаги полотняного переплетения». 1. Вырежь из бумаги два квадрата 10 x 10 см.
2. Разметь два квадрата через 1 см
3. На одном из квадратов проведи дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
4. Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на полоски.
5. Выполни переплетение полос через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.
Итог урока 1.Что называют пряжей, прядением? 2.Какова цель прядения? 3.Что называют нитью, тканью, основой, утком? 4.По каким признакам определяют нить основы в ткани? 5.Назовите производственные этапы изготовления ткани? 6. Что называют ткацким переплетением? 7. Как чередуются нити в полотняном переплетении? 8.По каким признакам определяют лицевую сторону ткани?
Литература 1.Журавлева И.Д. Ткани. Издательство «Эксмо», Москва, 2003 г. 2.Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства Издательство. « Легкая и пищевая промышленность». 1983г. 3.Журнал. «Школа и производство» 4, 2001г. 4.Симоненко В.Д. Учебник «Технология 5 кл» 2004 г. 5.Симоненко В.Д. Учебник «Технология 5 кл» 2001 г.