Предложения по использованию в региональной информатизации инвестиционно-сервисной модели ОАО «Ростелеком», технологий «облачных» вычислений и подхода SaaS 2011 г. 1
Характеристика текущего состояния региональной информатизации Текущее состояние различных аспектов региональной информатизации характеризуется следующими факторами: потребность в предоставлении населению РФ растущего числа государственных и муниципальных услуг в строго стандартизованном электронном виде в условиях многообразия применяемых информационных систем; достаточно высокий уровень экономических потерь и низкая оперативность деятельности органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления за счет значительных временных затрат на обмен информацией между ними, высокий уровень ошибок за счёт недостаточно высокого качества информации; нежелание отказа региональных и муниципальных органов власти от создания собственных разработок, зачастую дублирующих инфраструктурные решения; непрофильные направления деятельности органов исполнительной власти, связанные с приобретением, эксплуатацией и модернизацией инфраструктурных и программно-технических решений, которые влекут значительные затраты: на инфраструктуру; серверное оборудование; обслуживание и поддержку программного обеспечения; хранение и обработку данных. 2
Инфраструктура «облачных вычислений» Проектирование инфраструктуры «облачных вычислений» предполагает реализацию следующих подходов: отсутствие технологических ограничений для прикладных информационных систем; гибкость и адаптивность; масштабируемость применяемых технологических решений; защищенность и безопасность; отказоустойчивость в случае наступления катастроф; готовность к переходу на «сервисную» модель оказания услуг. 3
4
Комплексный сервис ОАО «Ростелеком» 5
Предоставление комплексного и прикладных сервисов 6
Экономическая целесообразность подхода В соответствие с инвестиционно-сервисной моделью ОАО "Ростелеком" вкладывает собственные ресурсы по следующим направлениям: закупка вычислительного, сетевого и периферийного оборудования, размещаемого в сети ЦОДов, обеспечивающих функционирование региональной инфраструктуры электронного правительства; приобретение системного и прикладного ПО; проведение работ по установке и внедрению, включая обучение персонала; организация каналов связи, VPN и доступа в сеть Интернет; проведение монтажных и пусконаладочных работ; проведение работ по обеспечению информационной безопасности и аттестации объекта на соответствие требованиям информационной безопасности; техническая поддержка инфраструктуры электронного правительства, включая оборудование и программное обеспечение; регулярная модернизация аппаратных и программных средств с учетом текущей и прогнозируемой нагрузки на инфраструктуру; поддержка соответствующего уровня квалификации обслуживающего персонала. 7
Социальный эффект реализации данного подхода Оказание в электронном виде перечня услуг, определенных в сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг утвержденном распоряжением правительства Российской Федерации от р позволяет использовать данный подход в первую очередь в следующих направлениях региональной информатизации: информатизация образования (в т.ч. дошкольного); информатизация здравоохранения; информатизация сферы социальной поддержки населения; информатизация управления имущественно-земельным комплексом региона; информатизация сферы занятости; информатизации записи актов гражданского состояния; а также информатизация лицензирования, культурной сферы и т.д. 8
9 Развернуто 14 пилотных региональных сегментов инфраструктуры электронного правительства В 7 пилотных регионах обеспечение предоставление в электронном виде на базе унифицированного решения и прикладных ИС 56 услуг: Созданы 7 центров компетенций, ведущих работу по реализации в электронном виде услуг согласно РП 1506-р (РП-1993). От пилотных проектов к центрам компетенции ОАО «Ростелеком» Свердловская область Новосибирская область Кемеровская область Мурманская область Липецкая область Курская область Астрахань
Нормативно-правовая основа реализации подхода Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 октября р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество ( годы)» Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р «Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г р» Постановление правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» 10
На базе создаваемой платформы облачных вычислений разворачивается единая национальная инфраструктура электронного правительства и размещаются программно- технические решения предоставления базового комплексного и прикладных сервисов электронного правительства с целью ускорения процессов информационного развития регионов и муниципальных образований. Инвестиционно-сервисный подход 11
12 Ведущие аналитики прогнозируют взрывообразный рост мирового рынка SaaS. Gartner ожидает роста рынка до $15млрд в 2012г. (по сравнению с $5млрд в 2007г.), а IDC оценивает, что в ближайшие годы рост затрат на SaaS будет в 4 раза превышать рост затрат на приобретение прикладного программного обеспечения в целом. Согласно прогнозам аналитиков SaaS-системы будут доминировать к 2020 году. Для сведения
13
Спасибо за внимание! 14 Тимофеев Вячеслав Николаевич Руководитель направления Офис управления проектом «Информационное общество» Макрорегиональный филиал «Урал» ОАО «Ростелеком»