Новая модель бакалавриата МИЭМ (на примере программы обучения бакалавров по направлению «Прикладная математика») 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель бакалавриата для инженерных направлений Заседание Учёного совета МИЭМ НИУ ВШЭ 05 ноября 2013 г.
Advertisements

Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ –ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Л. Костюк Томский.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ Петухова Т. П., декан МФ, к.ф-м.н, доцент.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
ООП в соответствии со стандартами третьего поколения в бакалавриате экономического факультета.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования Калининградской области «Художественно-промышленный техникум»
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
САФУ имени М.В. Ломоносова Институт математики и компьютерных наук.
Компетентностный подход при формировании основных образовательных программ по направлению «Экология и природопользование» на географическом факультете.
Кафедра математики и информатики Троицкого филиала ЧелГУ.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

Новая модель бакалавриата МИЭМ (на примере программы обучения бакалавров по направлению «Прикладная математика») 1

-Увеличивающийся интерес абитуриентов к инженерным направлениям (рост конкурса в МИЭМ, увеличение числа участников олимпиад и т.п.) -Большое число направлений подготовки (ФПМиК – 3 направления) / специализаций (ФИТиВТ, ФЭТ) -Дублирование курсов в образовательных программах по различным направлениям подготовки, -Обеспечение базовой физико-математической подготовки, а также подготовки в области ИТ на 1 и 2 курсах, -Ограниченность ресурсов (учебные площади, состав ППС и УВП и т.п.), -Востребованность инженерных кадров в промышленности, -Развитие магистерской подготовки Особенности инженерной подготовки в бакалавриате МИЭМ 2

ЦЕЛЬ - оптимизация образовательного процесса для достижения наилучшего соотношения между конкурентоспособностью образовательных программ и издержками НИУ ВШЭ с обеспечением интеграции различных подразделений университета ЗАДАЧИ: Изменение структуры образовательных программ (ОП) бакалавриата Проектная направленность ОП Тесная интеграция с работодателями Аккредитация ОП в соответствии с международными стандартами в области инженерного образования Цели и задачи новой модели бакалавриата 3

Пример проектирования ОП по направлению «Прикладная математика» 4

Блок Major - основные образовательные программы направления (например, математические дисциплины, ИТ). Major включает в себя следующие циклы подготовки: Общий цикл. Курсы Общего цикла включают в себя только обязательные дисциплины по гуманитарному, математическому и естественнонаучному блокам подготовки Профессиональный цикл. Курсы Профессионального цикла включают в себя базовые профессиональные дисциплины и дисциплины концентраций (при их наличии) Концентрация - специализация внутри основной образовательной программы направления (Major) Основные компоненты новой модели бакалавриата 5

Блок Minor - дополнительная образовательная траектория вне подготовки по основному образовательному направлению, реализуется за счет курсов по выбору. Дисциплины Minor являются курсами по выбору, реализуемыми на 2-3 курсе бакалавриата, каждый студент должен выбрать 4 дисциплины (по 4 кредита). Количество Minor определяется факультетом (от 3 до 5, один из которых свободный). Свободный Minor - представляет собой формируемый в зависимости от интересов студентов набор дисциплин из разных направлений подготовки Фокус - представляет собой набор дисциплин одного направления (вне основного направления подготовки). Он позволяет освоить дополнительные профессиональные компетенции Основные компоненты новой модели бакалавриата 6

Ограничения для ОП нового бакалавриата 7 Количество одновременно изучаемых дисциплин 5 курсов (4 основных предмета + Английский язык). Дополнительно реализуется проектная работа, НИС Количество одновременно изучаемых дисциплин Majorне более 3 курсов, для 1 курса – 4. Количество одновременно изучаемых дисциплин Minor Общий объем дисциплин Minor за 4 года 1 дисциплина на 2-3 годах обучения 4 курса, 24 кредита Стандартизация размерности дисциплин Minor по всем направлениям 6 кредитов Общий объем дисциплин Major за 4 года17-20 дисциплина, кредитов Общий объем дисциплин концентрации внутри Major (при наличии) за 4 года курсов, кредитов Объем изучения иностранного языка (английского) 20 кредитов, 4 ауд.часа в неделю на 1-2 и 2 ауд. часа на 3-4 курсах Объем проектной работы: Проектный семинар + Практика + НИС + курсовые до 20% нагрузки Соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы в общей трудоемкости курса на первом и втором курсе рекомендовано: 40 к 60 (на 1 курсе уч.года допускается 50:50) на третьем и четвертом курсе : 30 к 70 Количество аудиторных часов в неделю1-2 курс - 20 часов 3-4 курс - 16 часов

Алгоритм проектирования Программы 8 Формирование РО 1 Построение матрицы соответствия дисциплин ФГОС и РО 2 Определение «веса» каждого РО 3 Формирование новой структуры Программы 4 ФГОСМеждународные стандарты Работодатели Список РО ФГОС Матрица соответствия Эксперты Матрица трудоемкости Эксперты

Используемые стандарты инженерного образования 9 1.АИОР (Ассоциация инженерного образования) 2.EUR-ACE (Стандарты аккредитации инженерных программ) 3.ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology) 4.CDIO Syllabus Экспертиза работодателей и международных университетов 1. ИПУ РАН 2. НИИ «Полюс» 3.Серпуховский завод «Металлист» 4.Компания ИБС 5.MIT (USA), KTH (Sweden)

Структура результатов обучения 10 Результаты обучения Знания и понимание Инженерный анализ Инженерное проектирование Исследования Инженерная практика Личностные навыки

Знания и понимание 11 1.Знание фундаментальной математики и естественно-научных дисциплин и их применение при разработке математических моделей и методов для объектов, процессов и систем в инженерной практике. 2.Понимание и анализ социально-значимых проблем и процессов современного общества, формирующих состав профессиональных задач, а также определяющих последствия решения этих задач для общества. 3.Владение английским языком на уровне, достаточном для рабочего общения в интернациональном коллективе, профессиональной деятельности при выполнении международных проектов и в быту. Формирование РО 1

Исследования Умение работать с источниками информации, способность фильтровать и сужать массив знаний под задачу. 12.Умение обоснованно выбирать, дорабатывать и применять для решения исследовательской задачи математические методы и модели, осуществлять проверку адекватности моделей, анализ и интерпретацию результатов. умение оценить надежность и качество функционирования систем. 13.Умение планировать научные эксперименты, интерпретировать и анализировать получаемые результаты, работая в научно-исследовательской лаборатории, а также в исследовательских и технологических подразделениях ИТ- компаний. 14.Умение обосновывать выбор применяемых методов и средств компьютерного моделирования. Формирование РО 1

3 основных блока дисциплин: -физико-математический блок: математический анализ, алгебра и геометрия, теория вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, ТФКП, физика, механика и др. -блок информационных технологий: алгоритмы, языки программирования, архитектура ЭВМ, операционные системы, вычислительные системы и сети, системы БД, проектирование ИС и др. -социальный блок: история, социология, культурология, экономика, иностранный язык, физкультура Новая структура программы по направлению «Прикладная математика» 13 Результаты: 1, 12, 6, 10, 5, 7, 4, 13, 20 Результаты: 8, 19, 5, 11, 14, 4, 9, 15, 10, 18, 16,17 Результаты: 2, 19, 3, 10, 18

Трудоемкость образовательных результатов (существующая модель) 14 Результаты«Вес» в зачетных единицах 1Знание фундаментальной математики и естественно-научных дисциплин и их применение при разработке математических моделей и методов для объектов, процессов и систем в инженерной практике 60 12Умение обоснованно выбирать, дорабатывать и применять для решения исследовательской задачи математические методы и модели, осуществлять проверку адекватности моделей, анализ и интерпретацию результатов. умение оценить надежность и качество функционирования систем 18 6Способность сформулировать инженерную задачу, формализовав ее на основе знаний математического аппарата и проведенного системного анализа 16 2Понимание и анализ социально-значимых проблем и процессов современного общества, формирующих состав профессиональных задач, а также определяющих последствия решения этих задач для общества 15 8Способность проектировать и разрабатывать компоненты программного обеспечения на основе современных парадигм, технологий и языков программирования 14 19Способность к самообучению и повышению профессиональной квалификации 12 5Способность проводить системный анализ сложных производственно-хозяйственных, технических и др. процессов, в том числе в условиях неопределенности и риска 11 7Способность анализировать разрабатываемые технические решения на основе их интерпретации и оценки возможных вариантов 10 Определение «веса» каждого РО 3

Трудоемкость учебных циклов (существующая модель) 15 Физико-математический блок Блок информационных технологий Социальный блок Формирование новой структуры Программы 4 Итого – 278 з.е.

«Новая модель» ОП Прикладная математика 16

Общий цикл дисциплин (Fundamentals): -Фундаментальная математика -Физика -ИТ (Computer Science) -Гуманитарные науки Профессиональный цикл (Professional): -Прикладная математика -Прикладные разделы ИТ Проектный цикл (Project): -Практики -Курсовые проектные работы, проектный семинар -ВКР Программа подготовки бакалавров по направлению «Прикладная математика» 17

1.Количество одновременно изучаемых дисциплин Major (в модуле) на 1,2 курсах – не более 6 дисциплин (5 основных предметов + Английский язык). 2.Количество аудиторных часов в неделю – не более 28 часов 3.Проектная практика – от 5% на 1,2 курсах до 18% от общей нагрузки на 3, 4 курсах 4.Учебная и исследовательская практика на 1 и 2 курсах – в сетке расписания, 5.Специализация (траектория студента) в рамках направлений подготовки осуществляется за счет выбора дисциплин профессионального цикла (Major & Minor) 6.Организация проектной деятельности преимущественно на базовых кафедрах Характеристики ОП «Прикладная математика» 18

Структура программы подготовки бакалавров по направлению «Прикладная математика» 19

Проект базового плана - 1 курс 20 п/п Наименование дисциплиныТип дисцип.О/В Трудоемкость (з.е.) 1БЖДMajor, общ.циклО1,5 2ИсторияMajor, общ.циклО3,0 3Англ. ЯзыкMajor, общ.циклО7,0 4Мат.анализMajor, общ.циклО12,0 5Алгебра и геометрияMajor, общ.циклО8,0 6ФизикаMajor, общ.циклО6,0 7ИнформатикаMajor, общ.циклО6,0 8Физ.культура О0,5 9 Алгоритмы и структуры данныхMajor, концентр.В4,0 10Вычислит.математика -1Major, концентр.В5,0 11 Учебная (ознакомит.) практика 7,0 ИТОГО 60,0

Проект базового плана - 2 курс 21 п/пНаименование дисциплиныТип дисцип.О/ВТрудоемкость (з.е.) 1Мат.анализMajor, проф.циклО10,0 2Дифференц. уравненияMajor, проф.циклО4,0 3Дискретная математикаMajor, проф.циклО8,0 4ТВ и МСMajor, проф.циклО4,0 5ПрограммированиеMajor, проф.циклО8,0 6Англ. ЯзыкMajor, общ.циклО5,5 7Минор_1Minor, общ.циклО6,0 8Минор_2Minor, общ.циклО6,0 8Физ.культура О0,5 9АлгебраMajor, концентр.В4,0 10Учебная (исследоват.) практика 4,0 ИТОГО 60,0

Проект базового плана - 3 курс 22 п/пНаименование дисциплиныТип дисцип.О/ВТрудоемкость 1Методы вычисленийMajor, проф.циклО4,0 2Методы оптимизацииMajor, проф.циклО4,0 4ТВ и МСMajor, проф.циклО4,0 5Операционные системыMajor, проф.циклО4,0 6Базы данныхMajor, проф.циклО4,0 7Англ.языкMajor, общ.циклО4,0 8Минор_3Minor, общ.циклО6,0 9Физ.культура О0,5 10Функц.анализMajor, концентр.О4,0 11Уравн.мат.физ.Major, концентр.В5,0 12Теория случ.процессовMajor, концентр.В6,0 13Курсовая работа 5,0 14Проектный семинар 9,5 ИТОГО 60,0

Проект базового плана - 4 курс 23 п/п Наименование дисциплиныТип дисцип.О/ВТрудоемкость 1ФилософияMajor, общ.цикл 3,0 2Англ.языкMajor, общ.циклО3,5 3Минор_4Minor, общ.циклО6,0 4Физ.культура О0,5 5 Математ. МоделированиеMajor, концентр.В6,0 6Теория управленияMajor, концентр.В6,0 7 Проектирование инф.системMajor, концентр.В6,0 8Проектный семинар 11,0 9Преддипл.практика 9,0 10ВКР 9,0 ИТОГО 60,0

-Фундаментальная математика: математический анализ, алгебра и геометрия, теория вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, ТФКП, -Физика+Химия: механика, электромагнетизм, оптика, термодинамика, квантовая физика, -ИТ: алгоритмы, языки программирования, архитектура ЭВМ,. -Гуманитарные дисциплины: история, социология, культурология, экономика, -Иностранный язык Общий цикл дисциплин для МИЭМ 24

Структура общего цикла программы подготовки бакалавров МИЭМ 25

Аккредитация ОП по направлениям в АИОР Присоединение МИЭМ к CDIO-инициативе ведущих международных университетов в части инженерного образования Международная узнаваемость МИЭМ Гарантированное трудоустройство выпускников к ключевым работодателям Планируемые результаты 26

Спасибо за внимание! 27 ВОПРОСЫ?