Областная инновационная площадка «Реализация модели открытого информационно-технологичного образовательного пространства лицея на основе информационной системы «NetSchool» как средство повышения качества образования» гг. МАОУ лицей 1 «Классический»
Актуальность Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационных и телекоммуникационных технологий, информационного пространства, которое представляет каждому человеку широкие возможности образования и самообразования, увеличивает доступное информационное поле. В каждом образовательном учреждении формируется информационно-образовательное пространство, состоящее из специфических для данного образовательного учреждения информационных, технологических и педагогических ресурсов.
ФГОС. Требования к информационно- образовательной среде ОУ Информационно-образовательная среда ОУ должна включать в себя компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др., культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки и применения ИКТ.
Основание разработки проекта 1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 2.Концепция государственных стандартов общего образования; 3.Федеральная целевая программа развития образования на г.; 4.Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" 5.Современная модель образования до 2020 г.; 6. Программа развития лицея.
Цель проекта: Создание открытого и безопасного образовательного пространства лицея на основе информационной системы «NetSchool», повышающего эффективность учебной и внеучебной деятельности обучающихся и образовательной деятельности педагогических и руководящих работников, повышение качества образования обучающихся и повышение их учебной мотивации,
NetSchool Удовлетворение потребности родителя в информации о лицее, о ребенке, его оперативный контроль успеваемости и посещаемости ребенка через интернет с помощью электронного дневника.
NetSchool Введение изменений в административное управление образовательным процессом, способствующих повышению качества образования лицеистов, такие как электронные классные журналы, электронный мониторинг учебного процесса, электронный документооборот.
NetSchool повышение информационной компетентности всех участников образовательного процесса, размещение и сохранение используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов для образовательной деятельности обучающихся.
NetSchool использование дистанционных обучающих технологий, электронного тестирования, мультимедиа курсов;
NetSchool Информационно-методическое сопровождение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных;
NetSchool дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, общение между пользователями системы: форум, доска объявлений, почтовые сообщения, портфолио обучающихся и учителей, средства для проектной деятельности;
NetSchool Создание по каждому предмету избыточного набора ЭОР, учебно- методических материалов для изучения предметной области, электронных предметных кабинетов и применение технологий Веб 2.0 в учебном процессе.
Задачи проекта удовлетворение потребности родителя в информации о лицее, о ребенке; введение изменений в административное управление образовательным процессом; повышение информационной компетентности всех участников образовательного процесса; использование дистанционных обучающих технологий, электронного тестирования, мультимедиа курсов; информационно-методическое сопровождение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных; дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса; создание по каждому предмету избыточного набора ЭОР, учебно- методических материалов для изучения предметной области.
Технологической основой открытого информационно-образовательного пространства является информационная система «NetSchool».
Архитектура системы NetSchool Преподаватели Учащиеся Родители Сервер NetSchool в школе Сервер Управления образования УЧЕБНЫЕ КУРСЫ Электронный классный журнал Календарно- тематические планы Расписание Нормативная документация Отчеты Учебные курсы База данных школы Почта, форум, объявления Администрация школы
Преимущества NetSchool перед другими разработками: Комплексная система в масштабе школы (функции для администрации школы, педагогов, учащихся, родителей) Не только перевод в электронный вид множества бумажных отчетов, но и повышение доступности и оперативности информации
Преимущества NetSchool перед аналогичными разработками: Минимальные требования к рабочему месту пользователя. Возможность работы в том числе под Linux
На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ Работа осуществляется так же, как работа в Интернет
Вход в NetSchool Пользователь вводит свои индивидуальные имя и пароль
Безопасность и права доступа в NetSchool Права доступа к информации гибко настраиваются для различных групп пользователей
Преимущества NetSchool перед аналогичными разработками: Электронный классный журнал и электронные дневники учащихся на собственном сервере школы. Комплект нормативной документации. Соответствие ФЗ 152 «О персональных данных»
Ресурсы Аппаратно-программная база внедрения ИС : установлен выделенный сервер с выходом в Интернет, установлена выделенная линия доступа в сеть Интернет с безлимитным тарифом доступа, зарегистрировано собственное доменное имя classlic1.ru, смонтирована локальная сеть, объединяющая 90% компьютеров, обеспечивающая доступ к файловому серверу и в Интернет с каждого рабочего места учителя.
Ресурсы Технологические, методологические и мотивационные: Педагогический коллектив 90% учителей лицея обладают навыками работы на компьютере, используют в своей деятельности интерактивное и мультимедийное оборудование, являются пользователями глобальной сети. У учителей лицея сформировано представление о ИС как высокотехнологичном инструменте, позволяющем эффективно решать проблемы мониторинга учебного процесса, применять инновационные методики педагогической деятельности.
Ресурсы Технологические, методологические и мотивационные: Обучающиеся Информационно-коммуникационная компетентность обучающихся формируется на уроках информатики, хороший уровень которой подтверждается результатами участия в олимпиадах по ИКТ, активным участием обучающихся в Интернет- проектах, издательской и дизайнерской деятельности.
Ресурсы Технологические, методологические и мотивационные: Родители обучающихся Родители обладают навыками работы на компьютере и в Интернете, важнее то, что они заинтересованы в развитии информационного пространства лицея и готовы принимать участие в реализации проекта.
Этап 1. Ввод основных данных о лицее, об организации учебного процесса, контингенте и сотрудниках. Введение компьютеризации учета кадров и контингента (сентябрь – октябрь 2011 г.). Полнота и достоверность ввода данных (полнота отображения предметной области в базе данных ИС) 100% - доля актуализированных полей вводимых данных о лицее, контингенте и сотрудниках; 100% - доля охвата обучающихся в данных; 100% - доля охвата родителей в данных; 100% - доля охвата сотрудников в данных; Замещены старые технологии на новые: компьютеризированный учет контингента (движение контингента с компьютеризированным получением отчётов о наполняемости, движении за любой период); компьютеризированный учет кадров; совместно используются технологии ведения «бумажной» Алфавитной книги и электронной (с опорой на электронную версию);
Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение книги движения, ведение расписания уроков (ноябрь 2011-январь 2012 г.). Полнота и достоверность ввода данных (полнота отображения предметной области в базе данных ИС): 100% - доля актуализированных полей вводимых данных для ведения расписания и учета итоговых отметок; 100% -доля актуализированных полей вводимых данных для ведения книги движения контингента; 100% - доля охвата классов и обучающихся при персонифицированном учете итоговых отметок в электронных журналах; Замещены старые технологии на новые: сбор данных и компьютеризированная подготовка отчетов по итоговой успеваемости; компьютеризированный учет контингента (движение контингента); совместно используются технологии ведения «бумажного» классного журнала и электронного журнала (в части учета итоговых отметок).
Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно- тематических планов, организация электронного документооборота. Использование средств «NetSchool» для взаимодействия всех участников образовательного процесса (январь-июнь 2012 г.). Замещены старые технологии на новые: сбор данных о текущей успеваемости и посещаемости и информирование родителей об успеваемости и посещаемости; ведение расписания занятий и мероприятий по лицею; ведение календарно-тематических планов учителей-предметников % родителей лицея используют дистанционный доступ к ИС, при этом 75% - регулярно; 100% обучающихся выбранной ступени обучения используют просмотр расписания учебных занятий и мероприятий, при этом 50% - регулярно; 50% родителей обучающихся выбранной ступени обучения используют просмотр расписания учебных занятий и мероприятий, при этом 20% - регулярно; Введены новые технологии взаимодействия – используют доску объявлений, электронную почту, форум: 75% администрации и педагогов, при этом 50% регулярно; 75% обучающихся, при этом 50% регулярно; 50% родителей, при этом 10% регулярно.
Этап 4. Наполнение «NetSchool» учебными материалами, создание электронных предметных кабинетов, освоение электронного тестирования, элементов дистанционного обучения, составление портфолио участников образовательного процесса и других возможностей системы (сентябрь 2012 – май 2014). Замещены старые технологии на новые: предъявление учебного материала обучающимся средствами дистанционных учебных курсов, электронных предметных кабинетов; обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся при закреплении и отработке умений и навыков мультимедийными средствами дистанционных курсов, ресурсами интернета; проверка знаний обучающихся путем электронного тестирования; Введены новые образовательные технологии: 75% учителей-предметников используют проектный метод обучения и организуют публикацию результатов проектной деятельности обучающихся в системе, при этом 25% - регулярно; 75% обучающихся освоили проектную деятельность и публикуют в системе результаты проектов, при этом 25% - регулярно. Возможные педагогические эффекты внедрения, за счет внедрения дистанционных курсов и электронного тестирования: повышение уровня самостоятельности учебно-исследовательской деятельности обучающихся; повышение уровней сформированности общеучебных умений и навыков; повышение уровня самоорганизации обучающихся.
О доплатах стимулирующего характера за результативность и качество
Выписка из протокола 6 заседания тарификационной комиссии МОУ лицей 1 "Классический" г.Ростова-на-Дону январь 2012 года