Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания Окорокова Р.В. Инновационный проект Интеграция элементов технологий проблемно-диалогового обучения и критического мышления как средство формирования и развития ключевых компетенций личности
Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
Изменение парадигмы образования Знания, умения, навыки (ЗУНы) Ключевые компетенции (универсальные учебные действия)
Ключевые компетенции: Познавательно-информационная Коммуникативная Социокультурная и социально-политическая В сфере личностного самоопределения
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Практическая направленность; Проблемный подход; Внеурочная социальная практика; Интегративный характер; Межпредметный характер.
Инновационные педагогические технологии Развивающие педагогические технологии проблемно-диалоговое развития обучение критического мышления аналогичные формы и методы деятельности учащихся; творческое усвоение знаний; результат – развитие всех сфер личности.
Развивающие педагогические технологии Проблемно-диалоговое обучение: Сильные классы с высокой культурой общения; Большой объем времени на достижение цели урока; Урок открытия нового знания. Развития критического мышления: Ограниченность применения некоторых элементов (синквейн, «чтение с остановками»); Увлекаясь творческой деятельностью, учащиеся могут упустить сущность изучаемых процессов и явлений.
ПРОТИВОРЕЧИЕ Возможность применения указанных технологий Специфика преподавания обществознания в классах с различным уровнем познавательной активности и учебной мотивации ПРОБЛЕМА Интеграция элементов технологий проблемно- диалогового обучения и критического мышления как средство формирования и развития ключевых компетенций личности
ЦЕЛЬ: Создание алгоритма урока на основе интеграции элементов технологий проблемно-диалогового обучения и критического мышления.
ЗАДАЧИ: Изучить возможности интеграции элементов педагогических технологий проблемно-диалогового обучения и критического мышления для разработки новых форм и методических приемов использования данных технологий на уроках обществознания. Обосновать необходимость и целесообразность интеграции элементов технологий проблемно- диалогового обучения и критического мышления для формирования ключевых компетенций личности. Предложить новые подходы к организации процесса формирования ключевых компетенций личности с использованием наиболее эффективных элементов технологий проблемно- диалогового обучения и критического мышления.
Этапы выполнения проекта: I этап – информационно- аналитический ( учебный год); II этап – экспериментально – практический ( учебный год); III этап – рефлексивно-обобщающий ( учебный год).
Интеграция элементов технологий Проблемно-диалоговое Развития обучение критического мышления Совокупность наиболее эффективных приемов, методов и средств обучения Возможность получить учащимся знания, отражающие системное представление о мире для формирования и развития ключевых компетенций личности
Алгоритм урока Этапы осуществления проблемно- диалогового подхода: постановка проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта. Этапы (стадии) технологии критического мышления: стадия «вызова»; стадия «осмысление»; стадия «рефлексии».
Формы и методы работы на уроке: Проблемно-диалоговое обучение: проблемный метод: создание проблемной ситуации, проблемный вопрос, изложение, лекция; диалоговый метод; дедуктивный метод; интерактивные игры; метод «мозгового штурма»; дискуссия. Развития критического мышления: анализ и интерпретация первоисточников; маркировка текста; составление кластеров; проблемный метод; создание творческого продукта; интерактивные игры; дедуктивный метод.
Алгоритм урока
Презентация новых знаний Навык сжатия и перекодировки информации Развитие творческого и абстрактного мышления Познавательно- информационная компетенция, социокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция в сфере личностного самоопределения Графическое изображение (структурно- логическая схема, графики, рисунок, таблица, кластер) Творческие работы: эссе, сочинение, стихотворение Проект VэтапVэтап
Индикативные показатели анализ результатов успеваемости обучающихся по предмету; анализ контрольных работ по обществознанию; количество учащихся, выбирающих предмет в качестве итоговой аттестации; результативность участия школьников в олимпиадах различного уровня.