ФОРУМ «ЛЕНСКИЙ КРАЙ: из опыта создания образовательного пространства для одаренных детей
Физико-математический форум «Ленский край» Форум «Ленский край» - государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Форум учрежден Указом Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева в 1999 году Находится в 40 км. от г.Якутска. Располагает учебным корпусом и общежитием на 100 мест
Физико-математический форум «Ленский край Развитие целей форума «Ленский край»: Первый этап ( ): развитие школьного физико-математического образования, вовлечение детей в научно-исследовательскую деятельность; Второй этап ( ): развитие системы поиска, поддержки и развития одаренных детей и интеллектуально способных детей; Третий этап ( с 2010): создание единой системы опережающей подготовки одаренных детей и творчески работающих учителей
Физико-математический форум «Ленский край Основной механизм деятельности – дополнительные образовательные программы. Лицензия на ведение образовательной деятельности по направлениям: - физико-математическое; - естественнонаучное; - техническое; - аэрокосмическое; - информационно-технологическое.
Физико-математический форум «Ленский край Формы образовательной деятельности Учебно-тренировочные сборы Школы для одаренных детей Мастер-классы Мастерские интеллектуального развития Олимпиады, конкурсы, конференции Проектные школы Лаборатория дистанционного зондирования Земли Семинары, практикумы
ПРОЕКТЫ Национальная олимпиада школьников РС(Я) «Знанием победишь» (метапредметные задачи и проекты) Первый этап (внутриклассный) Старт Олимпиады – ежегодно 13 ноября; На сайте ФМФ: Положение, задания I -го этапа; Участвуют классные коллективы (3-8 классы) Второй этап (муниципальный) участвуют команды школ (лучшие представители классов); Третий этап (республиканский) Летняя школа «Знанием победишь» Олимпиада, интеллектуальные игры
ПРОЕКТЫ Именная стипендия Первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева Вручается ежегодно 13 ноября за успехи в олимпиадах, научно-исследовательской деятельности В области образования: 3 учителя, 2 ученика В области культуры и искусств: 1 педагог, 1 ученик Общественная комиссия, председатель – Ноев А.И., I зам. ген.директора Лауреатов всего: 32 учителя, 24 ученика.
ЛЕТНИЕ ИНТЕНСИВНЫЕ ШКОЛЫ – 2014 Летние математические школаы(5-6, 7-8 классы Летняя школа «Знанием победишь» (4-7 кл) Летняя школа «Туймаада» Летняя школа инновационных проектов «Сотворение будущего» (8-10 классы), 21 день. Выездные школы: ЛИШ «Интеллектуал», Москва ЛИШ при Лицее «ФТШ» при Академическом университете РАН, СПб; ЛИШ при ГУТ им.Бонч-Бруевича, СПБ. Летний лагерь «Мехмат» (Одесса).
Летняя школа «Сотворение будущего»
ПРОЕКТЫ Всесибирская олимпиада школьников (учредитель – СО РАН, НГУ) по математике, физике, химии Исполнитель – СУНЦ при НУГ; ФМФ «Ленский край» - территориальная площадка Два этапа: отборочный – октябрь, заключительный – февраль, март; Дипломанты 7-10 классы –приглашаются в Летнюю школу СУНЦ (по итогам которой могут поступить в 9, 10, 11 кл СУНЦ); Дипломанты 11 классы – льготы при поступлении в ВУЗ
Учебно-тренировочные сборы основного и резервного состава сборной команды школьников РС(Якутия) по математике, физике, химии, информатике, астрономии « Положение о сборной команде школьников РС(Якутия)» (приказ МО РС(Я), 2007 г.) - формирования: по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников; Положение об учебно-тренировочных сборах сборной команды школьников РС(Я) - в год проводится 4 сбора (от 5 до 10 дней) по каждому из предметов; - модульный подход к содержанию обучения; - индивидуальный образовательный маршрут: от 200 до 1200 часов занятий (5-11 класс); Формирование преподавательского состава: - ведущие учителя школ республики; - преподаватели СВФУ и др.ВУЗов; - ведущие тренеры РФ; - студенты, магистранты, аспиранты – победители и призеры Всероссийских олимпиад и члены сборной разных лет. Учебно-тренировочные сборы основного и резервного состава сборной команды школьников РС(Якутия) по математике, физике, химии, информатике, астрономии
Школа-семинар по химии Охват учителей и учащихся – до 40 чел. ежегодно; учебно-тренировочные сборы как составная часть Школы- семинара; Результаты: - показатели на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии (с 2007 г.г.) - успешное участие на олимпиаде «Покори Воробьевы горы»; - профессиональная ориентация учащихся для продолжения обучения в ВУЗах химического и технологического профилей; - повышение квалификации учителей химии; Договор с ХФ МГУ им.М.В. Ломоносова (с 2005 г.) Преподаватели: сотрудники ХО БГФ ЯГУ, Института нефти и газа СО РАН, магистранты и аспиранты.
Использование космических технологий в образовании С танция приема космических снимков «Алиса-СК» установлена МО РС(Я) в Создана Школьная лаборатория дистанционного зондирования Земли : - выполнение высокотехнологичных лабораторных работ по приему и дешифрованию космических снимков; - проектные и исследовательские работы учителей и учащихся по направлениям: физико-техническое, естественнонаучное, социально-экономическое, экологическое, дизайн; - повышение квалификации учителей по использованию космических технологий в обучении; Участие на конференциях Всероссийского, межрегионального уровней. Партнер - Технический центр «СканЭкс» (г.Москва)
Командный чемпионат по программированию среди школьников РС(Я) Учрежден в 2004 году при участии компаний «Дисплей», «Эльф», «Копиртехсервис»; Включает о лимпиаду среди учителей-тренеров школьных команд с 2008 г. Команда школьников РС(Я), начиная с 2006 года –ежегодный победитель или призер Всероссийских и Дальневосточных региональных чемпионатов по программированию; Команду студентов СВФУ на Всероссийских олимпиадах и чемпионатах составляют воспитанники форума, участники чемпионата и УТС по информатике.
Республиканский физико-технический конкурс «Исследуем и проектируем» Учрежден МО РС(Я), форумом «Ленский край», ЯГУ им.М.К. Аммосова в 2006 г. (факультеты инженерно-технического и физико- технического профилей); Конкурс включает: олимпиаду по физике, олимпиаду по математике, защиту проекта;
Проектные мастерские Основные отличия: - участвуют школьными командами (по 4 чел) как проектными группами; - нацеленность на конечный результат в виде конкретной продукции; - использование информационных технологий; IT – мастерская»: разработка образовательных продуктов с использованием компьютерных технологий (используются различные языки программирования вне школьной программы) ; «Мир науки и профессии будущего»: разработка электронных пособий для старшеклассников в виде профориентационных сайтов; «Дизайн-бюро космических снимков»: продукция с использованием космических снимков.
Школа опережающего профессионального развития Назначение: подготовка профессионально ориентированных абитуриентов из числа старшеклассников. Договора с главами муниципальных образований «Амгинский улус», «Хангаласский улус», «Таттинский улус» по подготовке учащихся к инженерно-техническим специальностям ( г.г). Новые направления: - ориентация учащихся к освоению профессий, востребованных инновационной экономикой и национальной инновационной системой; - ориентация и подготовка учащихся к продолжению обучения в магистратурах; - формирование будущих управленческих кадров из числа одаренных детей. Семинар «Инновационная подготовка одаренных детей» с участием Центра инноватики социального управления РАГС при Президенте РФ
Школьная лаборатория дистанционного зондирования Земли В 2007 году в форуме «Ленский край» открыта Школьная лаборатория дистанционного зондирования Земли. Установлена станция «АЛИСА-СК» для приема космических снимков со спутников NOAA Партнеры - Технический центр «СканЭкс» (г.Москва), ВДМЦ АКО при Мемориальном музее космонавтики, Институт билогических проблем криолитозоны СО РАН, ЯГУ им.М.К. Аммосова
Школьный технопарк Лаборатория Дистанционного зондирования земли Лаборатория «Образовательная робототехника» ; Лаборатория цифровых измерений по физике Лаборатория цифровых измерений по химии Лаборатория научно-технологического практикума Лаборатория «Образовательный спутник «СANSAT»
Тема стажировки: «Инновационная подготовка одаренных и интеллектуально способных школьников в условиях проектной деятельности во взаимодействии с высокотехнологичной образовательной средой» Основные формы: Летняя школа инновационных проектов «Сотворение будущего»; Проектные семинары в течение учебного года; Консультации. Учитель -стажер = руководитель школьной проектной команды (реальной).
Содержательные и методические линии стажировочного курса: первая: расширение и систематизация знаний о системе работы с одаренными и интеллектуально способными детьми; вторая: формирование подходов к организации проектной деятельности как вида учебной работы с одаренными и интеллектуально способными детьми; третья: приращение знаний и умений в межпредметных областях, интегрирующих математику, физику, химию, информатику и компьютерные технологии; четвертая: теоретическое и практическое освоение лабораторных практикумов, предлагаемых «Школьным технопарком» ФМФ «Ленский край»; пятая: развитие и практическая реализация форм и методов проектной деятельности в условиях высокотехнологичной образовательной среды «Школьного технопарка»; шестая: реализация тьюторского сопровождения учебных проектов школьников.
В Летней школе «Сотворение будущего» реализуются: Субъектно-смысловая составляющая (как учителями, так и учащимися реализуются цели и задачи саморазвития, осуществляется рефлексивная деятельность учителя и учащихся); Структурно-содержательная составляющая (единый модуль теоретического приращения знаний и практического освоения новых технологий по теме лабораторных и проектных работ как для учителя, так и для школьников, освоение аппаратно- программного комплекса, технических средств и компьютерных программ); Организационно-методическая (сочетание форм и методов коллективной, групповой и индивидуальной работы, привлечение студентов-тьюторов, использование блочно- модульных технологий); Результативно-оценочная составляющая (промежуточные и итоговая презентации проектных работ, методическое сопровождение учителем выполняемых «реальных» учебных проектов).