Управление процессом преемственности в образовательной системе «учебное занятие- факультатив»
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А.Сухомлинский
Однажды собрались звери в лесу и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь. Они и сформировали совет директоров.
Они объединили все содержание и составили расписание факультативов. Потом они решили, что ВСЕ животные должны изучать ВСЕ факультативы.
Хотя кролик и получал «10» по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил серьезную травму и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо «10» по бегу, он получает «3», а по вертикальному лазанью, конечно, - всегда «1».
Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать «3» по летанию, «1» - по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.
В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался угорь, который все делал наполовину. В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался угорь, который все делал наполовину.
…Но учредители были довольны, потому что каждый изучал ВСЕ предметы, и это называлось « широким общим образованием.»
основная форма дифференциации и индивидуализации обучения на современном этапе
занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. (Кодекс Республики Беларусь об образовании)
Функции факультативных занятий: предметно-повышающая; мотивирующая; общеобразовательная; профориентационная.
Виды факультативных занятий по содержанию: предметной направленности общекультурные и общеразвивающие профориентационной направленности
Запрудский Н.И.:.) Под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, при переходе от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается.
Тема урока Количество часов дата цель Организационно- методические особенности урока Тема факультативного занятия дата цель Организационно- методические особенности факультативного занятия 1 2 Форма календарно-тематического плана в системе «учебное занятие – факультатив»
Сравнение урока и факультативного занятия предметной направленности Признаки для сравнения Организационная форма обучения Урок Факультативное занятие предметной направленности Статус в учебном плане школы Обязательные занятияДополнительные занятия Целевой ориентирОбщеобразовательная подготовка учащихся Подготовка по предмету на повышенном уровне Содержание обученияОпределяется программой базового уровня Определяется программой факультативного занятия Уровень учебной мотивации учащихся Не всегда высокийКак правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося Программы и учебные пособия Государственные программы, пособия имеются в наличии Возможно использование авторских программ, учебных пособий в наличии может не быть Оценивание учебных достижений учащихся Выставляются отметкиБезотметочное обучение, применяются содержательная оценка, средства и процедуры самооценки Время проведенияВ основной сетке часов в первой половине дня Вне основного расписания
Важны запросы учащегося и возможности педагога по качественному их удовлетворению.
Охват факультативными занятиями в 2013/2014 учебном году все го 2 ступ ень 3 ступ ень Естественно- математическое Гуманитарное Обществоведческое Спортивное Другой направленности
Критерии эффективности факультативного обучения: условий; процесса; результатов: обученности; личностного развития; здоровья; компетентности педагогов.
критерий обученности учащихся: динамика учебных достижений учащихся по учебным предметам (учащихся, которые посещают факультативные занятия): успехи на ЦТ, результаты административных контрольных работ, промежуточной аттестации; динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетиторов; возрастание количества победителей олимпиад и творческих конкурсов различного уровня.
критерий личностного развития: приверженность учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциями, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника; демонстрация учащимися норм этичного поведения; характер потребностей учащихся; стабильность профессиональных приоритетов школьников; оригинальность образовательных продуктов учащихся; владение учащимися новыми способами деятельности;
критерий здоровья количество пропусков занятий по болезни; числа учеников в группе здоровья; количества жалоб учащихся на утомляемость, головные боли; числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях; уровня тревожности учащихся;
критерий удовлетворенности субъектов образовательным процессом: учащихся (динамика учебной мотивации и отношения к обучению); родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям); учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников); критерий повышения компетентности педагогов.
Предварительные результаты 2 этапа республиканской олимпиады по предметам в 2013/2014 учебном году УчащийсяКлассПредметМестоУчитель Мордань Мария11Немецкий язык2Шука И.А. Густовский Евгений11География4Поживилко В.Л. Рыжанович Полина11География5Поживилко В.Л. Пилипишин Павел10География6Поживилко В.Л. Ананич Елизавета10Английский язык4Юркевич А.В. Бенько Ольга6Обслуживающий труд5Бацалёва О.В. Сим Александра10Русский язык5Горячко Н.С. Новицкая Анастасия9Русский язык2Горячко Н.С. Чайкин Олег11История4Протас Е.Э. Самеев Виктор6Химия6Иванова В.Ф. Рыжанович Полина11Химия3Иванова В.Ф. Шумский Антон11Математика3-5Гурбо А.М. Кунц Алексей11математика6Шестиловская С.В.
Спасибо всем за активное участие, за высказанные идеи, мысли, пожелания. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество! Успехов всем!