Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются: - противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания; - неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательным учреждениям; - отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов; - отсутствие чёткого разграничения функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений
-отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений в следствии недостатка квалифицированных кадров; -утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; расшатывание «семейных устоев»; потеря духовно- нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, сексуальной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей; - низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательным учреждением;
- отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся, направленной на самопознание, выявление истинных мотивов выбора профессии, реальных возможностей и образовательных потребностей, и, как результат, неосознанный выбор профессии, отсутствие проектирования вариантов профессиональных жизненных путей; - преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением; - отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях области; - неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности. Данные проблемы требуют проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодёжи.
Основания для разработки Программы - Конституция Российской Федерации; - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция о правах ребенка; - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года; - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.; - Федеральный Закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599; - Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от 1 июня 2012 года 761; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г р; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36)
Цель Программы Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. 2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы. 3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования. 4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. 5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта. Задачи Программы
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи. 7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы. 8. Обеспечение информационной поддержки Программы. 9. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы. 10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации
Целевые группы Программы Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.
Основные принципы реализации Программы - осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания; - включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий; -учитывает принцип гуманистической направленности воспитания; - соблюдает принцип личностной самоценности; - учитывает принцип культуросообразности; - основывается на принципе личностно-значимой деятельности; - учитывает принцип коллективного воспитания; - соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности; - учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями;
- опирается на природосообразность и природоспособность; - опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания; -основывается на принципе вариативности воспитательных систем; - сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования); -осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием; -соблюдает принцип демократизма; - опирается на принцип толерантности; - учитывает духовную составляющую жизни ребенка; - определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации; - предполагает применение воспитывающего обучения ; - основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки; - предполагает принцип «социального закаливания»
Сроки и этапы реализации Программы 1 этап: годы. Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы. Проведение научно-исследовательских работ. Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей. 2 этап: годы. Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы. Разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров. 3 этап: годы. Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.
Основные направления реализации Программы Нормативно-правовое Организационно- управленческое Кадровое Информационное Мониторинговое Финансовое Материально-техническое
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: 1.Гражданско-патриотическое; 2.Нравственное и духовное воспитание; 3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; 4.Интеллектуальное воспитание; 5. Здоровьесберегающее воспитание; 6.Социокультурное и медиакультурное воспитание; 7. Культуротворческое и эстетическое воспитание; 8. Правовое воспитание и культура безопасности; 9. Воспитание семейных ценностей; 10. Формирование коммуникативной культуры; 11.Экологическое воспитание.
Для решения проблем определены шесть основных направлений настоящей программы: - организационно-управленческие меры; - развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов; - воспитание социально-активной личности; - работа с родителями; - профориентационная работа; - проектная деятельность.. Каждое направление программы включает: - анализ ситуации; - определение основных проблем; - формулировку приоритетных задач; - мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования; - показатели эффективности.
Ожидаемые результаты реализации Программы создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании; выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления; закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.; создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Управление реализацией Программы 1.Формирование экспертного совета. 2.Мониторинг реализации Программы. 3.Обратная связь с регионами. 4. Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации Программы. 5. Создание временных научных коллективов по разработке, апробации и внедрению программ воспитания в условиях модернизации и диверсификации системы образования. Ресурсное обеспечение Программы 1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на региональном уровне. 2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы, сетевое взаимодействие). 3.Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания. 4.Развитие научного, информационного, программно- методического обеспечения воспитания. 5. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.
Система мероприятий Программы Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий: - повышением воспитательного потенциала образовательного процесса; - развитием системы дополнительного образования учащихся; - повышением педагогической культуры родителей; - взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями; - готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания; - укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних; - организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
Эффективность реализации Программы Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий: - готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания; - повышением воспитательного потенциала образовательного процесса; - развитием системы дополнительного образования учащихся; - повышением педагогической культуры родителей; - взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями; - укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних; - организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс подрастающего поколения Основными результатами развития Программы должны стать: - результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся; - результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей; - результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей; - результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.