? Технология проблемного обучения в преподавании обществознания
Основной целью преподавания курса обществознания является создание условий для формирования целостного восприятия мира, целостного представления о человеке. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия информации и определения собственной позиции; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных возрастов.
Принцип активности ученика в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Коммуникативные технологии
Проблемная технология - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Этапы проблемной технологии: 3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их) 2. Ее анализ, формулировка конкретной проблемы 1. Осознание общей проблемной ситуации 4. Проверка правильности решения проблемы
Шесть правил создания проблемных ситуаций 1.Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Для реализации проблемной технологии необходимы: - отбор самых актуальных, сущностных задач; - определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; - построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; - личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Схема уровней проблемности обучения (по В.А. Крутецкому) Уровень Количество звеньев, сохраняемых за учителем Количество звеньев, передаваемых ученику Что делает учитель? Что делает ученик? 0 традиц. 3 Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему Запоминает решение проблемы I21 Ставит проблему, формулирует ее Решает проблему II12 Ставит проблемуФормулирует проблему, решает проблему III3 Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему
5-6 классы – это овладение 0 и 1 уровня, где учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая ученикам пример пути решения проблемы. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно.
часы муравейник человеческий организм
П – позиция «Я считаю…» О – обоснование «Потому что…» П – пример «Например…» С – следствие «Поэтому…» А как бы ты изобразил общество?
7 - 8 класс – овладение 2 уровнем, где самостоятельной постановке и решению проблем учит педагог, самостоятельное мышление складывается при решающей и руководящей роли учителя. Учитель в отдельных темах формирует проблему и мотивирует учащихся к их решению, в других случаях предлагает найти проблему самостоятельно.
9-11 класс – овладение 3 уровнем, где вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Первая серьезная жизненная проблема - это выбор будущей профессии. «Кем я буду?» А может быть рано еще думать о будущей профессии? Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Этот курс для тебя! Пора выбрать элективный курс … Желание Интерес
Цель программы: активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к личностному развитию, познанию себя.
Ежегодно старшеклассники принимают участие в акции «Я – гражданин России»
Умения учащихся разрешать проблемные ситуации 1) умения видеть проблемы и ставить их самостоятельно; 2) умения создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной; 3) умения направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами; 4) умения оценить свое решение и решения собеседников.
Умения преподавателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций 1) умения предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; 2) умения мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; 3) умею выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли peшающих проблему; 4) умения непредвзято оценить варианты решений учащихся, даже в случае несовпадения точек зрения учеников и учителя.
г. Тверь ул. Е. Фарафоновой, д. 26 (4822) 52 – 53 – 30