Цели диагностической работы: 1.Выявление особенностей развития детей,обучаемых по внедряемой комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в группе 8 и контрольной группы 4,работающей по «Программе воспитания и обучения в детском саду», для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. 2.Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения,носило в себе профилактический характер. 3.Выявление изменений в развитии для определения эффективности педагогической деятельности. В данном случае сравнение двух уровней творческого развития детей в музыкальной деятельности детей старшего и предшкольного возраста, обучаемых по разным программам.
Мониторинг уровней творческого развития в музыкальной деятельности детей старшего и предшкольного возраста осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной, промежуточной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно- образовательной и свободно-игровой деятельности воспитанников. Этапы работы: 1.этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области. 2.этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач. 3.этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей детей, оценка результатов.
Диагностика уровней творческого развития в музыкальной деятельности проводилась 3 раза в год по следующим параметрам: Восприятие музыки: -эмоциональный отклик, -способность сравнивать, оценивать представленный образ -речевое выражение услышанного -слушать и различать звуки по высоте в пределах терции,кварты (старший возраст) -слушать и различать звуки по высоте в пределах квинты,сексты (предшкольный возраст) -различать произведение по жанру -слышать и различать динамику в музыке Пение: -чистота интонирования мелодии -индивидуальное -коллективное -импровизация простейших звукоподражаний -музыкальные разговоры -сочинение контрастных по характеру мелодий на литературный текст Музыкально-ритмические движения: -координация движении -выразительность ритмических движений -знание танцевальных движений -импровизация отдельных элементов танца -сочинение композиционного танца -сочинение сюжетного танца Игра на музыкальных инструментах: -осознание высотных положений звука -освоение ритмических рисунков -самостоятельная творческая деятельность Подбор и игра на шумовых инструментах Развитие чувства ритма во всех видах деятельности
Результаты диагностики уровней творческого развития в музыкальной деятельности детей
Для достижения полученных результатов осуществляется работа музыкального руководителя и старшего воспитателя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста. Процедура оценки предполагает трехуровневый подход: 1.если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «высокий» - «3» 2.если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, « уровень средний» - «2» 3.если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится оценка «низкий» - «1»
Диаграмма высокого уровня творческого развития
Диаграмма высокого уровня творческого развития в экспериментальной группе 8 за октябрь и декабрь 2012 г.
Сравнение результатов диагностики указывает на разницу показателей уровней творческого развития: в экспериментальной группе высокого уровня больше, чем в контрольной. Таким образом наблюдается стабильная положительная динамика.