Моделирование как технология преподавания на уроках истории
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Модель – некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Моделирование как метод познания
Система – сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов). Всякая система имеет определенное назначение (цель).
Структура – совокупность связей между элементами системы. Структура систем зависит от поставленной цели
Признаки классификаций моделей: по области использования ; по фактору времени; по отрасли знаний; по форме представления
Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы. Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик. Классификация моделей по области использования:
Научно – технические модели - создаются для исследования процессов и явлений. Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры Имитационные модели непросто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее.
Имитационная модель
Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Динамические– модели, описывающие состояние системы в движении времени Классификация моделей по фактору времени:
3) Классификация моделей по отрасли знаний математи ческие Биологи ческие Хими ческие социальные Экономи ческие Истори ческие
4) Классификация моделей по форме представления. Матери альные Абстракт ные Мыслен ные Вербальн ые Информа ционные
исторические материальные модели
Типы информационных моделей Таблич ные Иерархиче ские Сетевые
По степени формализации информационные модели бывают образно-знаковыезнаковые.
1. Быть наиболее простым, наиболее удобным, давать информацию про объект, способствовать усовершенствованию самого объекта. 2. Способствовать определению или облегчению характеристик объекта, рационализации способов построения, управления или познания его. Требования к моделированию
компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели; баланс точностей, достаточная разносторонность элементов модели; научность модели; блочное представление модели; специализация моделей и тд. основные принципы разработки моделей
построение модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей); исследование модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей); использование модели (конструктивная и конкретизируемая задача). Основная проблема технологии моделирования
Модель по теме «Культура и быт древней Руси»