ОПЕРА
Опера - это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.
ИТАЛИЯ
ФЛОРЕНЦИЯ …Все те искусства, которые служат к развитию лучших духовных сил человека, имеют сродство и связаны между собой как будто некою общей цепью. Цицерон
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ. V-IV ВВ. ДО Н. Э. САФО И АЛКЕЙ. ПОЭТЫ VII В. ДО Н.Э. РОСПИСЬ КРАТЕРА. V В. ДО Н.Э.
Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия, декораций и танца.
Создатели оперы композиторлибреттистбалетмейстерхудожникрежиссёр
Декорация – это оформление сцены и спектакля, общий вид места действия. ХУДОЖНИК А.ВАСНЕЦОВ ХУДОЖНИК А.РОЛЛЕРХУДОЖНИК И.СУМБАТАШВИЛИ
ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ ХУДОЖНИК К.КОРОВИН
ХУДОЖНИК В.ВАСНЕЦОВ ХУДОЖНИКИ Ф.ШЛОССМАН И Х.ЛООСЕН
Либретто – это литературный текст оперы. Текст может быть издан отдельной книжечкой небольшого формата. Она тоже называется «либретто».
номера картины действия Спектакль сцены СТРОЕНИЕ ОПЕРЫ
Опера может начинаться с пролога (вступительной картины), а заканчиваться эпилогом (заключительной картиной).
ВОКАЛЬНЫЕ НОМЕРА Вокальные номера – это законченные эпизоды для вокального исполнения. Их можно разделить на сольные, ансамблевые и хоровые.
Сольные номера предназначены для одного исполнителя.
Ария – это основное средство музыкальной характеристики оперного героя. Итальянское слово «ария» переводится как «песня», «воздух», «дыхание».
К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.
К сольным номерам относятся песня, романс и монолог. Монолог – сольное музыкальное высказывание персонажа, написанное в свободной форме.
Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях.
АНСАМБЛИ
Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей. К ним относятся дуэт, терцет (или трио), квартет, квинтет и т. д. Названия ансамблевых номеров – это латинские и итальянские термины, которые указывают количество певцов в ансамбле.
ХОРОВЫЕ НОМЕРА
Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей. Они различаются по составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков.
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА Певческие голоса различаются по высоте и характеру звучания – тембру.
ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА Сопрано Меццо- сопрано Контральто
Роли юношей и мальчиков- подростков часто пишутся для контральто.
МУЖСКИЕ ГОЛОСА Тенор Баритон Бас
ОРКЕСТР Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева
«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии, всегда несколько неопределённой в отношении драматического смысла: оркестр должен придать музыкальной мысли определённое движение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь». М.И.Глинка
Лейтмотив – это музыкальная тема, связанная с определённым персонажем, чувством, явлением или идеей данного произведения.
Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. К ним относятся увертюра, музыкальный антракт, балетные сцены и музыкальные картины.
Музыкальный антракт – это оркестровое вступление к какому- либо действию оперы. Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене.
БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ
Увертюра – оркестровое вступление к опере. Дирижёр Евгений Светланов
…Относитесь к опере без всякой предвзятости. Опера-искусство демократическое и доступно каждому, кто хочет им воспользоваться. Познакомьтесь с оперой, быть может, вы её полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять оперу не так уж трудно. Надо только захотеть! Борис Покровский. «Путешествие в страну ОПЕРА»
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ИСТОЧНИКОВ : 1.ФОТОМАТЕРИАЛЫ : -АЛЬБОМЫ ИЗ СЕРИИ «ЧЕЛОВЕК. СОБЫТИЯ. ВРЕМЯ» - МОСКВА, «МУЗЫКА», 1987,1988,1990гг.; - БУКЛЕТ «МАРИИНСКИЙ ТЕАТР.БАЛЕТ.»2003г.; -ХVIII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ»2010г. (БУКЛЕТ); -КОМПЛЕКТ ФОТООТКРЫТОК «БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ОПЕРА» - МОСКВА, «ПЛАНЕТА»,1985г.; -ПАОЛА ВОЛКОВА «МОСТ ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ» - М.:ЗЕБРА Е, 2013г.; -РЕНА ШЕЙКО «ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА» - МОСКВА, «ИСКУССТВО»,1983г.; -ФОТОГРАФИИ ЛЮБОВИ КРЮЧКОВОЙ. 2.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Я.Е.ОСТРОВСКОЙ,Л.А.ФРОЛОВОЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.
АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ - ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН МОБУДОД «ВОЛХОВСКАЯ ДМШ ИМ.Я.СИБЕЛИУСА» НАТАЛЬЯ СИДОРОВА