Мотивация «плохого поведения»
Привлечение внимания
Проявление поведения Активная форма – использование механизмов привлечения внимания ( корчит рожи во время объяснения, вертится, мешает окружающим, постоянно просит помощи и т.д.) Пассивная форма – делают все в темпе «в час-по-чайной-ложке»
Социальные причины Внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению. Ребенок не умеет просить внимания в приемлемой форме. Испытывает дефицит личного внимания к себе, чувствует себя «пустым местом».
Ответ ребенка на реакцию взрослых Временно приостанавливает беспокоящее действие
Сильная сторона поведения Потребность в контакте, во взаимоотношениях со взрослыми
Меры экстренного педагогического воздействия
Стратегия 1: минимизация внимания Игнорировать такое поведение Контакт глазами Использовать имя ребенка Послать «секретный сигнал» Формулировать «Я-высказывание»
Стратегия 2: разрешающее поведение Все присоединяются к выходке Использование «разрешающей квоты»
Стратегия 3: делайте неожиданности Начните говорить тихим голосом Совершите неожиданное действие
Стратегия 4: отвлеките ребенка Попросите об одолжении Измените деятельность Благодарите детей
Способ предотвращения Дать ребенку почувствовать себя любимым. Давать в десять раз больше внимания за хорошее поведение! Не давать никакого внимания на негативное поведение (игнорирование). Учить детей просить внимание приемлемыми способами
Борьба за власть
Проявление поведения Активная форма: Вспышки негодования (манипулирование взрослыми) Пассивная форма: Оправдание ленью Оправдание плохим вниманием Оправдание забывчивостью Оправдание плохим слухом
Социальные причины Утверждение себя не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими. Желание самоутвердиться за счет других, мода на «сильную личность»
Ответ ребенка на реакцию взрослых Усиление действия – «вы мне ничего не сделаете» Плохое поведение продолжается, пока ребенок не решит прекратить его
Сильная сторона поведения Демонстрация лидерских способностей: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам Честолюбие, склонность к самоутверждению Независимость мышления
Способ предотвращения Уйти о борьбы, приказов. Дать возможность выбора. Дружеский визуальный контакт. Предоставить ребенку позитивные возможности почувствовать свою силу. Отдавать часть своих организационных функций
Месть
Проявление поведения Активная форма: Непрямые физические акты насилия (направлено на вещи) Психологические акты насилия. Оскорбление, хамство Оскорбление действиями Пассивная форма: Уход от контактов
Социальные причины Примеры «силового» решения конфликтов Ребенок не умеет адекватно выразить чувство душевной боли
Ответ ребенка на реакцию взрослых Хочет свести счеты, испытывает к себе неприязнь и вызывает неприязнь других Прекращает выходку, когда сам решит
Сильные стороны Обижая других людей, они как бы защищают себя от обид
Способ предотвращения Научиться акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребенка Не усиливать напряженность ситуации такими действиями: - повышение голоса, -использование сарказма, -чтение проповедей, наказание, -команды, придирки -поощрение ученика и т.д.
Способы предотвращения Обсудить поступок позже, когда не будет «зрителей», Позволить ребенку «сохранить лицо» «Игра по-своему»: тянут время, потом соглашаются, строят гримассы, выполняя просьбу, исполняют жест, свидетельствующий о неуважении, перед тем как подчиниться говорят «не буду, не хочу» и т.д.
Способы предотвращения Демонстрировать модели неагрессивного поведения Стадия разрешения: установить санкции
Избегание неудачи
Проявление поведения «Не буду и пробовать, все равно не получится». Откладывание на потом, не доведение до конца. «Я плохо себя чувствую …»
Социальные причины Слишком высокие требования родителей и учителей Ребенка постоянно критикуют
Ответ ребенка на реакцию взрослых Ребенок чувствует, что нет смысла что-либо делать. Продолжает ничего не делать
Сильная сторона поведения Защита своего «Я» от дальнейшего понижения самооценки
Способ предотвращения Искать два плюса на каждый минус Отмечать достижения Делать ошибки нормальным и нужным явлением (рассказывать, показывать, минимизировать последствия) Формировать веру в успех Концентрировать внимание на прошлых успехах