Проект научно-методического сопровождения работы апробационных площадок Пермского края по направлению «Особенности преподавания учебных предметов и оценивания образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО» в 2013 г. Акулов А.А., начальник отдела сопровождения ФГОС Центр развития образования Пермского края
Важнейшим условием реализации требований ФГОС является системное применение на каждом учебном занятии заданий и упражнений, направленных на освоение разнообразных видов и форм интеллектуальной деятельности
Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять сравнение, классификацию и сериацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (отрицания); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (использовать знаково-символические средства); устанавливать причинно-следственные связи).
Сериации [лат. series ряд) выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака. Действие сериации включает следующие операции: - выделение признака (одного или нескольких) при изменении его в ряду предметов, фигур (цвет, размеры); - выстраивание ряда объектов по изменяющемуся признаку; - формулировка выводов. Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Любая серия строится на основе предварительной классификации. Но не всякая классификация является серией. Классификация: государства западные, восточные. Серия: Монако, Бельгия, Франция, Бразилия, Россия (признак-территория). *Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. – М.: "Академия Естествознания", 2010.
Типы заданий (индивидуальная и коллективная формы работы): 1.Найди «лишнее» (объект, процесс, формулировку….) Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? (Пасечник В.В. Биология: 6 кл. - М.: Дрофа, 2013). 2. Раздели изображённые предметы на группы по …… (функциям, значению в ….) Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений». 3. Чем похожи (различаются) объекты (явления, процессы)?
Реализация проекта Продукты деятельности: дидактические материалы для достижения и оценки метапредметных результатов обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности. Ожидаемые результаты: апробация дидактических материалов для достижения и оценки метапредметных результатов в учебном процессе.
Проектные семинары Дидактические материалы для достижения и оценки метапредметных результатов предметного обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности (установочный). Сравнение, сериация и классификация как базовые приемы познавательной деятельности (аналитический). Применение знаково-символических моделей и схем для решения учебно-познавательных задач. (установочный). Достижение и оценка метапредметных результатов предметного обучения на основе знаково- символических моделей и схем (аналитический).
Приемы и формы установления причинно- следственных связей учебных понятий, аргументации выводов. Итоговый анализ комплектов дидактических материалы для достижения и оценки метапредметных результатов предметного обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности. Консультации Редактирование рабочих учебных программ, методических разработок, дидактических материалов участников апробации Разработка сотрудниками ЦРО ПК методических материалов для практического освоения методов познавательной деятельности
Участники проекта Сотрудники отдела сопровождения ФГОС Института развития образования Пермского края Акулов А.А., начальник отдела, к.б.н., доцент – биология Павелкин В.Н., ведущий научный сотрудник, к. ф-м.н. – математика Кальсина А.А., ведущий научный сотрудник, к. истор.н. – история, обществознание Пермякова Л.А., старший научный сотрудник, к. фил.н. - русский язык, литература Котельникова Г.И., старший научный сотрудник – география Клинова М.Н., старший научный сотрудник – химия Зотова Д.А., старший научный сотрудник - технология
Образовательные учреждения г. Кунгур Лицей 1, г. Кунгур, СОШ 12, Горнозаводский район СОШ 3, Горнозаводский район СОШ 1, Горнозаводский район СОШ Пашия, Губахинский район, СОШ 20, Ильинский район, Дмитриевская СОШ Большесосновский район Черновская СОШ, Верещагинский район ВСОШ 121, г. Соликамск СОШ 17 Добрянский район «Добрянская СОШ 5 Пермский район Лобановская СОШ, Самковская СОШ Чусовской район СОШ 91 8(34256)33785 СОШ 72 Пермь
Результаты проекта Разработаны и апробированы в учебном процессе комплекты дидактических материалов по русскому языку, истории, математике, биологии, химии, географии, технологии для достижения и оценки метапредметных результатов обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности. Данные разработки представлены на сайте ИРО ПК, будут опубликованы в электронном журнале института. В будущем году планируется продолжение работы в направлении проектирования уроков деятельностной направленности с использованием разработанных в 2014 г. дидактических материалов.
Институт развития образования Пермского края (ул.Екатерининская, 210) отдел сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов