Школьный управляющий совет: смысл и структура Педагогический совет ГОУ СОШ
Общецивилизационный тренд Прошлое Настоящее и будущее Индустриальное об-во Становление постиндустриального об-ва Доинформационное об-во: монополия школы на знание Информационное об-во: утрата монополии школы. (в т.ч. рост экстерната) «Общество перегородок» (функциональное отчуждение) «Общество участия» Патерналистское государство гражданское общество
«Что такое школа гражданского общества?» Школа гражданского общества = гражданская школа = школа граждан (Ф.-Р.Ях, ФРГ)
Парадигма участия Not privatization but participation (не приватизация – но участие) Соответствующее институциональное нововведение для школ: Управляющие советы
Фонд «Общественное мнение» (опрос от ) «Министерство образования планирует создать общественные советы, которые будут управлять школой наравне с директором. Будет ли школе лучше или хуже от такого нововведения?» 51% считают, что будет лучше; 51% считают, что будет лучше; только 14% респондентов опасаются, что будет хуже. только 14% респондентов опасаются, что будет хуже. (информированность: знают или «что-то слышали» об этом замысле только 19% опрошенных)
Голосование на «Эхе Москвы» ( ) Должны ли в управлении финансами школы участвовать: (1) общественные Управляющие советы или (2) это должен по-прежнему делать только директор? 85% - за 1-й в-т 15% - за 2-й в-т
Cовещание министров образования стран СЕ , Люксембург «От консультирования и содействия – к принятию решений» «От консультирования и содействия – к принятию решений» «От содействующих (попечительских) советов – к управляющим» «От содействующих (попечительских) советов – к управляющим» (Комиссия ЕС, «Эвридика», 1996). (Комиссия ЕС, «Эвридика», 1996)..
Письмо МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 апреля 2004г АФ-144 «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации модели управляющих советов общеобразовательных учреждений»
Письмо ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / от / от «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений»
А. Фурсенко Институты гражданского общества и управление образованием В естник образования, 4, 2005 Нет сомнений, что общество должно принимать активное участие в управлении системой образования. Нет сомнений, что общество должно принимать активное участие в управлении системой образования. Осуществление контроля гражданского общества за работой средней школы возможно в первую очередь через школьные управляющие советы.
Управляющий Совет коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий зафиксированные в Уставе управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. Конкретный объем этих полномочий может быть различен
Правовая основа В инициативном порядке УС с предусмотренными полномочиями могут создаваться в рамках действующего законодательства. В инициативном порядке УС с предусмотренными полномочиями могут создаваться в рамках действующего законодательства. При этом центральным документом, через который модель УС может быть введена в конкретном общеобразовательном учреждении, является Устав данного учреждения. При этом центральным документом, через который модель УС может быть введена в конкретном общеобразовательном учреждении, является Устав данного учреждения.
Примерная базовая структура (1) Избранные члены: - От родителей (1/3 – 1/2) - От педагогов и работников школы (не более 1/4) - От старшеклассников (2) Члены по должности и назначению: - Директор школы - Представитель учредителя (3) Кооптированные члены
Численность и структура УС (на небольшой состав в 11 членов) Директор – 1 Директор – 1 Представитель учредителя – 1 Представитель учредителя – 1 От старшеклассников – 2 От старшеклассников – 2 От родителей – 3 От родителей – 3 От учителей – 1 От учителей – 1 От выпускников, спонсоров (коопт.) - 3 От выпускников, спонсоров (коопт.) - 3
Примерный состав на 20 членов Директор – 1 Директор – 1 Представитель учредителя – 1 Представитель учредителя – 1 От старшеклассников – 2 От старшеклассников – 2 От родителей – 8 От родителей – 8 От работников – 4 (в том числе 3 учителя) От работников – 4 (в том числе 3 учителя) От выпускников, спонсоров (коопт.) – 4 От выпускников, спонсоров (коопт.) – 4
Председатель УС Не могут быть председателем Совета: Представитель учредителя Представитель учредителя Обучающиеся Обучающиеся Работники (в том числе директор) Работники (в том числе директор)
Полномочия: Педагогические вопросы согласование «школьного компонента» образовательного стандарта; согласование «школьного компонента» образовательного стандарта; согласование вводимых профилей обучения (для старшей ступени); согласование вводимых профилей обучения (для старшей ступени); утверждение программы развития школы; утверждение программы развития школы; согласование образовательной программы. согласование образовательной программы.
Полномочия: Экономические вопросы согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и утверждение сметы расходования внебюджетных средств согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и утверждение сметы расходования внебюджетных средств работа по привлечению внебюджетных средств для школы; работа по привлечению внебюджетных средств для школы; обеспечение прозрачности хозяйственно- экономической деятельности школы; обеспечение прозрачности хозяйственно- экономической деятельности школы; в отдельных случаях: согласование сдачи школой в аренду закрепленных за ней объектов собственности. в отдельных случаях: согласование сдачи школой в аренду закрепленных за ней объектов собственности.
Полномочия: Организационно- педагогические вопросы утверждение режима работы школы (продолжительность учебной недели, пятидневная или шестидневная; время начала и окончания занятий; годовой календарный учебный график); утверждение режима работы школы (продолжительность учебной недели, пятидневная или шестидневная; время начала и окончания занятий; годовой календарный учебный график); принятие решения о введении (отмене) школьной формы; принятие решения о введении (отмене) школьной формы; …… ……