Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Художественная идея комедии (Анализ пятого действия) (8 класс)
Цели: - соотнесение смысла эпиграфа комедии и заключительной сцены, выявление художественной идеи комедии, состоящей в утверждении неизбежности духовного возмездия; - формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, развитие коммуникативных способностей учащихся; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления соотношения смысла эпиграфа и финальной сцены комедии.
Хлестаков уехал. Но превращение охватывает новых лиц. В IV действии городничий преображается. Выразительное чтение по ролям явления 1 действия V.
О чём мечтают городничий и Анна Андреевна? Он не собирается стать сановником сразу, однако рассчитывает, что «со временем и в генералы влезешь». Городничий мечтает о голубой ленте, хотя он знает, что голубую ему не получить ни в коем случае, а вот красную – почему не получить? Красную, Аннинскую, он получить рассчитывает. Подумай и ответь… Художник А.Константиновский.1951
Пересказ явления 2 действия V. Художник П.Боклевский.1951
Подумай и ответь… Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты? Городничий не изменится, он станет таким, каким бывал и каким может быть, когда ему ничто и никто не мешает. Жена городничего тоже не изменится: её мечты демонстрируют крайнюю ограниченность представлений: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице».
Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления? Злоба, недоброжелательность и даже ненависть. Их недобрые чувства к городничему, их зависть к его «удаче» проявляются с предельной откровенностью: в форме то грубой, то несколько наивной и очень комической. Подумай и ответь… Художник А.Константиновский.1951
Кульминация в комедии полно и резко и во всех отношениях выявлена, и она с неизбежностью влечёт за собой развязку. В комедии не одна, а две развязки. Первая наступает с приходом почтмейстера. Он появляется на сцене как раз в то время, когда торжество городничего достигает апогея. Выразительное чтение по ролям явления 8 действия V. Развязка эта внешне очень похожа на завязку: похожие слова, похожая реакция, похожие интонации.
Какие чувства испытывает городничий и чиновники? Для городничего правда оказалась особенно горькой. Другие чиновники не только огорчены, но и рады. Ведь обманутым в первую очередь оказался городничий. Чиновники злорадствуют, имея давнюю вражду городничему. Подумай и ответь… Заключительная сцена. Художник А.Константиновский.1951
Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана? В первый момент чиновники не способны до конца осознать случившееся. Подумай и ответь… Немая сцена. Неизвестный художник. 1830
Почему так поражены чиновники с прибытием настоящего ревизора? Подумай и ответь… Немая сцена. Неизвестный художник С прибытием настоящего ревизора всем чиновникам снова предстоит испытать страх, волнение, борьбу, столкновение интересов и самолюбий, ожидание разоблачения. Оттого- то они так поражены.
Как соотносятся эпиграф комедии и её развязка? Какова художественная идея «Ревизора»? В чём обличительный смысл комедии? В эпиграфе содержится упоминание о Евангелии как о духовном зеркале, в которое смотрится всякий христианин, живущий по заповедям любви и добра. Подумай и ответь… Немая сцена. Неизвестный художник. 1830
Домашнее задание 1. Прочить статью учебника «В мире гоголевской комедии». 2. Составить рассказ о героях с опорой на материал учебника, уроков.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г