МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ УРОКА «ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ЭКОНОМИКУ»» Тип урока: урок сообщения новых знаний. Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).
«Введение в науку экономику»
1. УЗНАТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ЭКОНОМИКА» 2. ПОЛУЧИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВА 3. ПОЗНАКОМИТЬ С ПРОГРАММОЙ КУРСА, ФОРМАМИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, СВЯЗИ КУРСА ЭКОНОМИКИ С ЭКЗАМЕНОМ В ФОРМЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Номер группы Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей) Поведение (немешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) Раскрытие материала, задания, темы Умение слушать выступления других групп, задавать вопросы, делать дополнения Общий балл Критерии оценивания работы групп
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ 1. УВАЖАЙ И ЦЕНИ ВЗГЛЯДЫ КАЖДОГО УЧАСТНИКА ГРУППЫ. 2. НЕ СОГЛАСЕН, СПОКОЙНО ОБЪЯСНИ ПОЧЕМУ. 3. КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСКАЗАТЬСЯ, ЕСЛИ ЗАХОЧЕТ. 4. НЕ ПЕРЕБИВАЙ И НЕ РАЗГОВАРИВАЙ, КОГДА ГОВОРИТ ДРУГОЙ. СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО И УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА. 5. ЗАЩИЩАЙ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, БУДЬ ОТКРЫТЫМ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ЧУЖИХ ИДЕЙ, МНЕНИЙ, И ИНТЕРЕСОВ. 6. ПОДДЕРЖИВАЙ ДРУЖЕЛЮБНЫЙ И ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ. 7. СТАРАЙСЯ, ЧТОБЫ ТВОИ ЗАМЕЧАНИЯ БЫЛИ КРАТКИ И ПО СУЩЕСТВУ. ОБСУЖДАЮТСЯ ИДЕИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А НЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИХ ВЫСКАЗАЛИ
ЗАДАНИЕ 1 ЗАДАНИЕ 1.1 НАПИШИТЕ ТРИ СЛОВА, КОТОРЫЕ АССОЦИИРУЮТСЯ У ВАС С ПОНЯТИЕМ «ЭКОНОМИКА». ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ - 1 МИН. ЗАДАНИЕ 1.2 ПОПЫТАЙТЕСЬ СВОИМИ СЛОВАМИ ДАТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС «ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА?». ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ - 2 МИН. ЗАДАНИЕ 1,3 НА ЛИСТЕ А4 ИЗОБРАЗИТЕ РИСУНОК, КОТОРЫЙ АССОЦИИРУЕТСЯ СО СЛОВОМ «ЭКОНОМИКА». ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ - 3 МИН.
В ПОИСКОВОЙ СТРОКЕ МОЖНО ВВЕСТИ: ИТАР-ТАСС НОВОСТИ. Деловые – новости, связанные с бизнесом; Финансовые – новости о ценах, деньгах и курсах валют; Фондовые – новости о развитии ситуаций на биржах, курс акций; Новости рынка недвижимости – новости о ценах на квартиру и землю; Чисто экономические новости – новости об инфляции, государственном бюджете, реформах.
ЗАДАНИЕ 2 1-Я ГРУППА – НОВОСТИ ДЕЛОВЫЕ, 2-Я ГРУППА – ФИНАНСОВЫЕ, 3-Я ГРУППА – ЧИСТО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ. Вывод: Экономика связана с деятельностью человека. Каждый человек, так или иначе, соприкасается с экономикой.
ЗАДАНИЕ 3 СИТУАЦИЯ 1. многие люди считают, что увеличение их денежных доходов, например, рост заработной платы, ведет к росту благосостояния семьи. так ли это? СИТУАЦИЯ 2. от очень многих граждан можно нередко услышать жалобы на существующие ставки налогов. представим себе ситуации, что ставки основных государственных налогов на прибыль, доходы и имущество сократились. будет ли это благом для граждан? СИТУАЦИЯ 3. В программе телевизионных новостей вы услышали, что в стране происходит спад производства потребительских товаров и услуг, но правительство примет все меры к тому, чтобы не допустить снижения уровня жизни населения. Возможно ли это?
ОТВЕТЫ: 1. Если рост денежных доходов сопровождается одновременным увеличением цен, инфляцией, то благосостояние семей и каждого человека будет уменьшаться. 2. Налоги главный источник бюджетных поступлений, а их уменьшение нанесет прямой удар бюджетному финансированию социальных программ, образования, здравоохранения, культуры. что же касается благоприятного воздействия снижения налогов на рост, производства, то такой эффект хотя и возможен, но далеко не очевиден и может потребовать значительного времени, в течение которого источник расходов на социальные нужды будет подорван. 3. Ни одна страна, ни один народ не могут потреблять больше, чем они создают, получают, производят. значит, если нет всеобъемлющих товарных запасов и поступления потребительских товаров извне, в виде импорта, то потребление, а с ним и уровень жизни в условиях спада производства предметов потребления будут снижаться адекватным образом. при этом перераспределение денежных доходов, благ не решает проблему, а способно лишь улучшить жизнь одних в сравнении с другими; при этом общая картина потребления не изменится.
Впечатления детей Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы? С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть? В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы. Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно определить пути их преодоления. Учитель обращает внимание на то обстоятельство, что сегодня на уроке оценивалась общая работа группы. На всех последующих подобных уроках итоговая оценка будет включать и индивидуальную работу учащихся.
Результат урока 1. Мы узнали, что слово «экономика» может использоваться в трех значениях 2. Мы познакомились с некоторыми информационными ресурсами, с помощью которых можно получить официальную информацию об экономических событиях, происходящих как в России, так и за ее пределами. 3. Мы попробовали провести наш урок с элементами сотрудничества.