Опыт работы Лесосибирского детского дома по развитию семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темботова Мария Михайловна, руководитель Центра ППС
Национальная стратегия действий в интересах детей на годы от 1 июня 2012 г. 761 Стратегия действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года ВАЖНЫЙ АСПЕКТ - совершенствование работы КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э, Дзержинского»
Устройство детей в семьи За последние 3 года передано в замещающие семьи 63 воспитанника
Социально- правовая, медико- психологическая помощь семье Подготовка воспитанников к жизни в семье Рекламная информационно- просветительская Подбор ресурсных семей Восстановление кровной семьи Сопровождение воспитанника в условиях семьи Сопровождение замещающей семьи Работа со специалистами Основные направления деятельности Создание банка данных потенциальных родителей Пропаганда СФУД Работа со СМИ Формирование знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия в семье Мониторинг готовности воспитанника к семейному жизнеустройству
Организация системы работы 1.Привлечение населения к проблеме семейного устройства детей-сирот Задачи: -информировать граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью; -формировать общественное мнение о ценности семьи, приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей; -поиск и привлечение кандидатов в будущие родители; -организовать информационные встречи с общественностью, благотворителями, а также с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитанию в семью
Организация системы работы 2. Работа с кровной семьей ребенка Задачи: -установить контакт ребенка с семьей; -определить в ближайшем окружении ребенка взрослых, способных взять на себя заботу о его воспитании; -определить комплексную социально-психологическую оценку семьи ребенка для выявления ресурсов, определения перспектив и возможности восстановления ее социальных функций; -Оказать квалифицированную помощь биологической семье ребенка Проект «Кровные узы» Проект «Мы вместе»
Организация системы работы 3. Подготовка воспитанника к проживанию в замещающей семье Задачи: -защищать права и интересы ребенка – сироты; -провести комплексную диагностику психического и физического состояния ребенка; -формировать позитивный образ будущей семьи и семейных отношений; -обеспечить психологическую готовность ребенка к помещению в замещающую семью; -подобрать конкретную семью для ребенка Программа подготовки воспитанников к проживанию в замещающей семье «Солнечный круг»
4. Комплексное сопровождение Модель психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Организация системы работы Исследование проблем и мотивов замещающих семей -выявлены основные проблемные зоны, с которыми сталкиваются замещающие семьи при воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -определены эмоционально-личностные особенности кровных детей, психологическая совместимость всех членов семьи (родителей и приемных детей, кровных и приемных детей); -зафиксированы комплекс вины у родителей из-за неудовлетворения результатами свой уже профессиональной родительской деятельности Программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей «Ступени»
Организация системы работы 5. Подготовка и сопровождение ресурсной семьи Программа подготовки лиц желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Открытая семья» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623)
Изменение подходов Традиционная системаИнновационная модель ППС Действие по факту кризиса в замещающей семье Профилактика и ранняя помощь семье Узковедомственный подход Межведомственное взаимодействие Категориальный принцип оказания Адресный принцип работы Семья как пассивный объект воздействия Семья как полноценный партнер
Модель межведомственного взаимодействия Уполномоченный по правам ребенка Органы внутренних дел Органы социальной защиты Учреждения культуры Органы местного самоуправления Учреждения образования Органы опеки и попечительства Учреждения здравоохранения Благотворительные фонды и общественные организации
Значимые направления, ориентиры -профилактика социального сиротства; -развитие семейных форм устройства детей- сирот
Устройство воспитанников в замещающие семьи ГодКол-во воспитанни ков Патронатное воспитание Передано в замещающие \ кровные семьи Выходные, праздничные дни Осенние каникулы Зимние каникулы Весенние каникулы Летние каникул ы \ \ 17 на 1 декабря \ 12 Итог63