Игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста на развитие творческого воображения через умение различать форму, цвет и цветовые оттенки Поздеева О. В., воспитатель I кв. категории Завертилюк Л. Н., воспитатель I кв. категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 61 «Алёнушка», г.Набережные Челны, республика Татарстан
Цель: развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей
Задачи (для младшего возраста): - закреплять знание основных цветов; - учить аккуратно прикладывать форму к фону окрашенной стороной вверх; - развивать восприятие формы; - развивать элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения; - обогащать словарный запас за счёт называния основных цветов; - учить составлять целое из частей; - дать представление о части и целом.
Задачи (для старшего возраста): - знакомить с многоцветием; - знакомить с силуэтным изображением предметов, учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком; - развивать зрительно-моторную координацию; - закреплять представление о части и о целом; - обогащать словарный запас за счёт называния основных цветов и оттенков; - способствовать речевому общению.
I вариант игры Играющие – от 2 до 4 человек – получают по игровому комплекту, в который входят: карта в виде сыра с разноцветными «дырками», набор разноцветных фишек, по форме и цвету повторяющие «сырные дыры». Перед играющими ставится мышка. Ведущий (педагог) называет какой-нибудь цвет из имеющихся на сыре. Игроки выбирают из цветных фишек ту, цвет которой соответствует названию. Если фишка предъявлена верно, то играющий закрывает ею нужную «дырку» и называет цвет или оттенок вслух. Победивший «кормит» мышку кусочком сыра (муляж). Усложнение по возрастам: младший возраст – основные цвета; старший возраст – сложная форма «сырных дырок» разных оттенков.
II вариант игры Педагог разучивает с детьми считалку. Проводит пальчиковую гимнастику. Раз – два – три – четыре - Считаем, перебирая пальчики по Сосчитаем дырки в сыре. одному, начиная с мизинца. Если в сыре много дыр - Обеими руками выбрасываем из кулачка все пальцы. Значит, вкусным будет сыр. Гладим себя по животику. Если в нём одна дыра - Показываем обеими руками по одному пальцу. Значит, вкусным был вчера. Машем обеими руками одновременно.
Дети собирают для мышки по образцу кусочек сыра из частей: - дети младшего возраста – из 4 частей, - дети старшего возраста – из 8-10 частей.
III вариант игры Играющие получают по игровому комплекту, в который входят «чистая» карта (без дырочек) и набор фишек – сырных дырочек, разрезанных на части. Побеждает тот, кто первым украсит «кусочек сыра» для мышки «сырными дырочками», правильно собранными из 2 частей, и назовёт все цвета правильно. Младший возраст – 2 варианта: по образцу и по представлению (основной цвет, кружочки из двух половинок – линия разреза прямая). Средний возраст – собрать «сырные дырочки» круглой формы со сложным разрезом.
Старший возраст – собрать «сырные дырочки» сложной формы со сложным разрезом.
IV вариант игры 1. Педагог показывает сигнальную фишку определённого цвета, ребёнок находит мышку с элементами одежды и тарелкой такого же цвета. 2. По голосовому сигналу: педагог называет оттенок цвета, дети находят мышку с элементами одежды и тарелкой такого же цвета. Получают в награду для своей мышки «кусочек сыра» соответствующего цвета. 3. Самостоятельно: педагог предлагает детям догадаться, какой сыр у какой мышки любимый, и объяснить почему. Потом дети произносят считалку и «угощают» каждую мышку «любимым» сыром.
V вариант игры Кто больше и быстрее соберёт «сырных дырочек» без карты на скорость.
В игру входят: Магнитные карты в виде сыра. Дидактические карты. Магнитные и картонные фишки для разных вариантов игры. Считалочка. Игрушки: мышка и сыр.