Как наилучшим образом согласовать профессиональные и образовательные стандарты с учётом приоритетного параметра трудоустройства? О.Крыжановская, к.м.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональные стандарты как основа подготовки квалифицированных кадров. Международный опыт О.Н. Олейникова д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального.
Advertisements

Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах ЕС Центр изучения проблем профессионального образования.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Транксрипт:

Как наилучшим образом согласовать профессиональные и образовательные стандарты с учётом приоритетного параметра трудоустройства? О.Крыжановская, к.м.н., ОБК

Необходимость профессиональных стандартов Создание стандартов профессионального образования продиктовано рядом факторов: - Согласованными требованиями к качеству труда: повышение качества и производительности; повышение качества подготовки работников в системе профессионального образования; развитие обучения на производстве; повышение квалификации действующих работников. - Несоответствием имеющихся квалификаций изменяющейся ситуации на рынке труда; - Фрагментарностью и устареванием во многом действующих классификаторов профессий и квалификаций; - Требованиями стратегии обучения в течение всей жизни (long life learning).

Зарубежный опыт Направления развития профессиональных стандартов: Во-первых, происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах, как Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния. Во-вторых, разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Они активно применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие, так и в сфере образования, где составляют основу для разработки программ профессиональной подготовки и более эффективных методов оценивания и аттестации результатов профессионального обучения

Зарубежный опыт Направления развития профессиональных стандартов: В-третьих, увеличивается круг «пользователей» профессиональных стандартов. Он охватывает не только сотрудников кадровых служб и служб, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся профессионального образования разного уровня, преподавателей и руководителей учреждений образования и т.д. В-четвертых, расширяется обмен опытом по проблемам формирования и использования профессиональных стандартов

Международные тенденции. Роль работодателей Помимо лоббирования собственных интересов работодатели принимают участие: в разработке: квалификационных требований; профессиональных стандартов профилей профессий; стандартов профессионального образования и обучения; механизмов взаимного признания квалификаций и обеспечения их прозрачности; в прогнозировании и анализе спроса; инициирование обновления профессиональных стандартов; определение приоритетов обучения на рабочем месте; в формировании государственной политики и принятии решений в области профессиональных образовательных стандартов.

Международные тенденции. Роль работодателей. Создаются объединение работодателей для согласованного формулирования требований к содержанию и качеству труда (профессиональные стандарты) и профессиональному образованию и обучению (образовательные стандарты) Формами объединения работодателей являются: Национальные Отраслевые (в зависимости от традиций и модели государственного регулирования) Профессиональные стандарты: формулируются как результаты обучения основаны на анализе трудовой деятельности описывают компетенции, необходимые для ее выполнения

Международные тенденции. Роль государства. Роль государства: Государство заинтересовано в повышении конкурентоспособности национальной экономики, поэтому: контролирует развитие профессиональных образовательных стандартов, основанных на требованиях рынка труда; содействует разработке профессиональных стандартов

Зарубежный опыт: Великобритания (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) Совет по национальным профессиональным стандартам (The National Occupational Standards Board) Отраслевые советы по умениям Агентство по квалификациям и качеству Службы, присуждающие квалификации

Зарубежный опыт: США (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) В соответствии с Федеральным Законом 1994 г. «О профессиональных стандартах» создан Национальный Совет по профессиональным стандартам: –отвечает за формирование требований к образовательным стандартам Профессиональные стандарты основываются на описании трудовых функций 16 областей профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты

Зарубежный опыт: Австралия (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) Реализовано несколько стратегических планов развития профобразования: «К квалифицированной Австралии (Towards a skilled Australia)» ( гг.); «Мост в будущее (Bridge to the Future)» ( гг.). «Формируем будущее (Shaping our Future)» ( гг.) Итог: Рамка национальной профессиональной подготовки (National Training Framework), включающая австралийскую рамку квалификаций (Australian Qualifications Framework), австралийскую рамку качества обучения (Australian Quality Training Framework) и профессиональные стандарты (Training Packages)

Зарубежный опыт: Канада (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) два типа национальных профессиональных стандартов: стандарты, разрабатываемые и используемые в рамках программы «Красная печать»; стандарты, создаваемые отраслевыми советами в рамках Отраслевой партнерской инициативы; специальные комитеты по разработке стандартов; около 30 отраслевых советов, объединенных в Альянс (The Alliance of Sector Councils)

Зарубежный опыт: Нидерланды (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) 22 Национальные организации по профессиональному образованию и обучению с участием представителей: –промышленности и бизнеса –Конфедерации профсоюзов Нидерландов –системы образования. Задачи: –формирование профессиональных профилей и образовательных стандартов

Зарубежный опыт: Дания (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) Национальные отраслевые комитеты Консультативный Совет по ПОО: –с участием социальных партнеров) Национальный совет по вопросам обучения (50 отраслевых комитетов)

Зарубежный опыт: Германия (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) Отраслевые организации работодателей «Компетентные организации»: –торгово-промышленные палаты –отраслевые палаты и т.д. Земельные комитеты по профессиональному обучению Федеральный институт профессионального образования (BIBB)

Зарубежный опыт: Франция (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) 21 Консультативная профессиональная комиссия по основным секторам экономики Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением Бюро партнерства со сферой труда и консультативными профессиональными комиссиями при Минобре

Что такое Профессиональный и Образовательный стандарты Образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий цели образования, согласующий требования к образованию, предъявляемые обществом и государством, и представляющий собой совокупность требований к результатам освоения образовательных программ, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие. Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию и качеству т.е. Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий с позиций сферы труда (объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ)) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников. В то же время профессиональные и образовательные стандарты должны являться одними из элементов единой национальной системы квалификаций – комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда.

Профессиональный стандарт предназначен для: проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; формирования образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно- методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры); проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.); повышения трудоустройства выпускников и молодых специалистов

Профессиональные стандарты: 1) разрабатываются на основе: - мониторинга и анализа развития отрасли; - опросов; - консенсуса относительно предъявляемых требований. 2) требует наличия: инициативы, исходящей от государства или отрасли; группы экспертов: - представители отрасли, исследователи, представители профсоюзов - разрабатывают проект профессиональных стандартов финансирования как правило, разработка профессиональных стандартов финансируется государством

Профессиональные стандарты могут: утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ; утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании образовательных стандартов и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды); (образовательные стандарты подлежат утверждению на государственном уровне).

Принципы разработки профессиональный стандартов Разработка профессиональных стандартов основана на следующих принципах: учет особенностей постиндустриального общества, характеризующегося возрастающей неопределенностью и ускорением темпа технологических изменений, быстрыми изменениями требований развивающихся рынков и потребителей, а также изменениями в организации труда и в организационной культуре, что приводит к изменению требований к работникам, которые должны быть более адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование; учет международных тенденций в области разработки профессиональных стандартов, ориентированных на требования к трем группам компетенций работников; измеримость требований, указанных в стандарте, и единые критерии формулировки этих требований;

Принципы разработки профессиональный стандартов отражение минимальных требований, т.е. указание в стандартах только основных трудовых функций по областям профессиональной деятельности; основа профессионального стандарта - образцы лучшей практики, т.е. опыт успешных предприятий и организаций, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее и конкурентоспособность на национальном и мировом уровне, а также требования к качественному выполнению трудовых функций.

Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты Аналогия (с чем можно сравнить?) 1. Техническое задание на продукцию (спрос) 2. «Карта всей профессии с уровнями «высот» 1.Техническое описание подрядчиком своей «продукции» (предложение) 2. Блок-схема получения базового образования ПринадлежитПрофессиональному сообществу в данном виде деятельности Системе профессионального образования (включая негосударственное) По объекту управления 1. Закономерности развития профессии 2. Конкретные трудовые функции 1. Закономерности педагогического процесса 2. Конкретные педагогические единицы По зонам использова- ния Ориентиры в профессиональной деятельности Ориентиры в процессе обучения

Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты По субъектам управления Организации, делегированные профессиональным сообществом в данном виде деятельности Минобразования, УМО, учреждения образования и т.п. По содержанию Описание профессиональной деятельности (функции, работы, продукты, технологии, знания, умения, компетенции, уровни квалификации) Описание форм и содержания обучения (какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части и др.) (Дублинские дескрипторы)

Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты По использованию 1. Для суммирования требований профессионалов к свой деятельности и информирования социальных партнеров 2. Основа для процедур сертификации 3. По выстраиванию «грейдеров» (системы оплат) 4. По выстраиванию пути дальнейшего развития (непрерывного образования) 1. Для описания возможностей подрядчика (учреждения образования) и информирования социальных партнеров

Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты По использованию 5. По обеспечению «перехода» профессионала из одной в другую профессию 6.По обеспечению мобильности сертифицированного персонала 7. По учету и использованию в планировании 8. Для защиты интересов работодателей и самого наемного персонала 2. Основа у «подрядчика» (учреждения образования) для «внутреннего контроля процесса подготовки и качества «окончательной продукции» - процедура государственной аттестации

Спасибо за внимание !