ТЕМА 14: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Понятие экономической состоятельности предприятия. 2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия. 3. Анализ факторов, определяющих экономические результаты деятельности предприятия.
1. Понятие экономической состоятельности предприятия Экономическая состоятельность предприятия – это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности. Она является важной составляющей в оценке потенциала предприятия, в определении его конкурентоспособности. Экономическая состоятельность характеризует устойчивое положение предприятия, его способность работать прибыльно. Экономическая состоятельность является одним из условий эффективного хозяйствования. Сравнительные характеристики видов состоятельности предприятия: производственная состоятельность – техническая, технологическая, организационная состоятельность; инвестиционная состоятельность – инвестиционный потенциал; финансовая состоятельность – платежеспособность, финансовая устойчивость;
Определяющей является производственная состоятельность, которая выступает основанием для других видов состоятельности хозяйствующего субъекта. В свою очередь, производственная состоятельность зависит от технической, технологической и организационной состоятельности предприятия. Экономические условия хозяйствования призваны обеспечить производственную состоятельность. Условиями экономической состоятельности предприятия являются: ресурсное обеспечение; уровень технического состояния; организация труда и производства.
Система показателей для проведения комплексного анализа экономического состояния предприятия: Коэффициент экономического роста складывается из 3-х коэффициентов: рентабельности собственного капитала (объем чистой прибыли на собственный капитал); реинвестирования (доля чистой прибыли, направленной на расширение производства); роста собственного капитала (на конец отчетного периода) Коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический рост компании. Коэффициент роста собственного капитала показывает рост собственного капитала относительно его значения на начало отчетного периода.
Внутренние факторы состоятельности – это производственно-хозяйственные факторы (состояние и обеспеченность финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами), определяющие результаты деятельности предприятия. Результатами влияния этих факторов являются состояние активов и их оборачиваемость. Анализ, диагностика и контроль над состоянием делового цикла финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются одной из основных функций коммерческого мониторинга, главное содержание которого состоит в детальном анализе конъюнктуры рынка, цен, себестоимости, сбытовой политики предприятия.
2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия Основными экономическими результатами хозяйственной деятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятия.
Объем реализованной продукции является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это показатель сводного характера, характеризующий общие результаты экономической деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств. Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное значение для его нормальной хозяйственной деятельности.
Выручка от реализации представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Выручка от реализации зависит от организации маркетинга и ценообразования. Цели маркетинга состоят в следующем: изучение рынка ресурсов для переработки и рынков сбыта продукции; содействие продвижению ни рынок и реализации продукции; привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок; реклама в местной печати, ни радио и телевидении; обоснование уровня цен; прогнозирование сбалансированности спроса и потребления.
Основными факторами ценообразования являются: спрос, предложение, конкуренция. К основным принципам ценообразования общепринято относить: отражение издержек производства, распределения, обмена и потребления; соответствие минимального уровня цены общему уровню издержек производства; отражение в цене качественных характеристик товара. Рыночная цена отражает конечный результат общественного производства – непосредственную реализацию товаров и услуг потребителю, реальное соотношение спроса и предложения.
Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы продавца, наценки оптовых и розничных торговых предприятий, а также налог на добавленную стоимость. В целом уровень цены реализации отражает востребованность, конкурентоспособность продукции (работ, услуг). Важным экономическим результатом финансово- хозяйственной деятельности предприятия является рыночная стоимость его имущественного комплекса. Стоимость предприятия (имущественного комплекса) является базовой характеристикой его экономической состоятельности. Имущественный комплекс предприятия включает все имущество, находящееся на балансе предприятия в данном периоде.
3. Анализ факторов, определяющих экономические результаты деятельности предприятия Общеэкономические факторы Отраслевые факторыВнутренние факторы предприятия Колебания делового циклаДеловой цикл, характерный для отрасли Ожидаемые прибыли и дивиденды Стабильность политики правительства Перспективы развития отрасли Качество управления Уровень инфляцииСтруктура отрасли, уровень конкуренции Структура капитала Устойчивость национальной валюты Уровень издержекНоменклатура продукции Налоговая политикаТрудовые отношенияДиверсификация поставщиков и потребителей продукции Социально-экономическая ситуация в стране Длительность производственного цикла Территориальные особенности размещения Уровень государственного регулирования Организация бухгалтерского учета Организационная структура
Внутренние условия деятельности предприятия можно разделить на три группы: 1) материально-ресурсное обеспечение производства, определяющее ресурсы и возможности предприятия. Основными в этой группе являются производственные факторы (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, сырье и материалы, топливо, энергия, рабочая сила, информация); 2) обеспечение экономического и технического развития предприятия (инновации, инвестиции, организация труда и производства, повышение квалификации работников); 3) обеспечение высокого уровня рентабельности (высокоэффективная коммерческая и снабженческая деятельность, связанная с эффективностью рыночных связей).
Управление факторами, влияющими на экономические результаты деятельности предприятия, направлено на обеспечение ритмичности производства, совершенствование его организации, улучшение снабжения необходимыми ресурсами; снижение издержек производства или их поддержание на конкурентном уровне; получение прибыли в размере, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.