Независимая оценка качества работы образовательных организаций с участием общественности Седельников Александр Александрович к.п.н. председатель общественного совета МОиН Красноярского края, председатель общественной палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи Красноярского края (региональной общественной палаты)
Качество образования??? Общее образование – это сфера социального обслуживания населения в интересах конечного потребителя (обучающегося, его родителей) ? ИЛИ / И ??? Общее образование – это расширенное общественное воспроизводство человеческого и социального капитала, рабочей силы (кадрового, профессионального ресурса общества)
Новый закон об образовании в РФ Статья 95. Независимая оценка качества образования 1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность …
4 бизнес-подхода к оценке качества качество, определяемое соответствием стандарту (50-60-е гг. ХХ века) качество, определяемое соответствием применению (характеризует этап 1970– 1980-х гг., определяющийся ориентацией на конечную полезность продуктов и услуг для потребителей, определяемую на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей)
4 бизнес-подхода к оценке качества качество, как экономическая эффективность (характеризует этап нацеленности на обеспечение должного качества для потребителей и одновременное снижение затрат для обеспечения главной задачи – увеличения стоимости для инвесторов, характерный для 1980–1990-х гг.);
4 бизнес-подхода к оценке качества качество, определяемое соответствием непроявленным (несформированным) потребностям (характеризует этап нацеленности организаций на проактивное удовлетворение потребностей потребителей, формируемых самими организациями, характеризует деятельность передовых компаний начала XXI в.).
методология «тотального управления качеством» (TQM) ориентируется на создание всеобъемлющей практики управления и культуры организации, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей ПЕРЕЧЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ??? -обучающиеся, родители, -работодатели, -местное сообщество, -общество в целом, государство
«полное управление качеством» (TQM) в образовании = = всеобъемлющая система менеджмента качества, интегрированная в единую систему менеджмента, как стратегического, так и операционного уровня
Государственно-общественное управление образованием В организационной форме управляющего совета позволяет непосредственно включить представителей всех заинтересованных в качестве образования сторон в стратегический менеджмент образовательной организации
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества Постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. N 286: 5. В целях обеспечения проведения оценки качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя: … б) образовывают общественные советы …
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества Общественные советы вправе : формировать перечень организаций для проведения оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения; определять критерии эффективности работы организаций; устанавливать порядок оценки качества работы организации на основании определенных критериев эффективности…
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества Общественные советы вправе направлять в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: информацию о результатах оценки качества работы организаций; предложения об улучшении качества работы образовательных организаций
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя: направляют организациям предложения об улучшении качества их работы, подготовленные с учетом изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, а также предложений общественных советов
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества Образовательные организации: разрабатывают на основе предложений … план об улучшении качества работы организации и утверждают этот план по согласованию с органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя; Общественный контроль задает ориентиры планирования
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества Образовательные организации: размещают планы мероприятий по улучшению качества работы организации на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивают их выполнение. Отчетность и открытость для общественного контроля
Новые нормативно-правовые условия оценки качества с участием общества органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя: учитывают информацию о выполнении разработанных организациями планов мероприятий по улучшению качества работы организаций при оценке эффективности работы их руководителей Стимулирование выполнения плана повышения качества образования
Выводы: Расширение общественного участия в управлении качеством образования переходит на уровень учредителя Организационная форма и процедуры формирования общественного заказа к качеству работы образовательных организаций - ОС
Благодарю за внимание!