Подготовила Педагог - психолог ГБДОУ 39 Калининского р - на СПб Колосова Юлия Владимировна 2013 Психология детей и безопасность дорожного движения
Психологические особенности детей, влияющие на поведение на дороге Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из - за его небольшого роста, да и он сам не всегда виден водителям за стоящими или движущимися транспортными средствами. Другая особенность психофизического развития детей - трудность в идентификации звуков. Дети пока еще не всегда способны различить звук работающего двигателя, например за поворотом дороги. Интеллектуальные способности детей 6 лет, таковы, что одним взглядом ребенок может охватить из множества элементов дорожно - транспортной ситуации не более % четырех летних,45 % пятилетних и 32 % шестилетних уверены в мгновенной остановке автомобиля в случае опасности.
Детям трудно совершать переход дороги и осуществлять наблюдение со стороны. Дети больше подвержены воздействиям эмоций, под их влиянием они забывают об опасности. Например, увидев через дорогу кого - то знакомого, они могут броситься к ним, забыв о машинах Многие водители плохо представляют себе, как ребенок воспринимает ситуацию на дороге. Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, свойственна детям в игре и часто они переносят эту привычку и на дорогу Есть опасность и при стоянии ребенка на разделительной полосе - он легко пропускает первую или вторую машину и каждая последующая машина дается ему с большим трудом. Учитывая большую подвижность детей, следует помнить, что не стоит держать его за одежду или рукав, выходя и транспорта или переходя дорогу, нужно держать его только за руку
Чему же стоит научить детей Стоящий транспорт опасен не менее движущегося Даже переходя по зебре у светофора, где горит зеленый для пешеходов на перекрестке следует помнить о машинах, поворачивающих направо по разрешенной стрелке. Через дорогу нельзя перебегать ( можно идти только шагом )- это не дает возможности водителям оценить обстановку Ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там, где нет тротуаров - по левому краю дороги ( обочины ), т. е. навстречу движению транспорта Понимать опасность игр и шалостей на дороге ( что это не является проявлением мужества или храбрости ) И самое важное - обучая не стоит очень сгущать краски, запугивая разными страшными историями. СТРАХ – ПАРАЛИЗУЕТ. Нужно учить спокойно оценивать ситуацию и действовать по правилам.
Опросник « Грамотный пешеход »
Как вы относитесь к соблюдению ПДД а ) действую, как мне удобнее и быстрее б ) стараюсь соблюдать в ) всегда соблюдаю Как надо обходить транспорт на остановке : а ) автобус и троллейбус спереди б ) автобус и троллейбус сзади в ) трамвай спереди, автобус и троллейбус сзади Стоящая машина для пешехода : а ) не опасна б ) опасна в ) опасна, если у машины включен двигатель
Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия а ) посмотрю налево, пойду б ) посмотрю направо, пойду в ) свой вариант Вдоль дороги нет тротуара. В каком направлении должен идти пешеход : а ) навстречу движущемуся транспорту б ) в том же направлении, что и движущийся транспорт в ) свой вариант Какой переход более безопасный : а ) « зебра » б ) « подземный »
Как следует поступить, если при переходе дороги вы уронили какой - то предмет а ) поднять его б ) продолжить движение в ) свой вариант ______________________ Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара : а ) спереди б ) сзади в ) свой вариант Что означает желтый сигнал светофора для пешехода : а ) разрешает движение б ) запрещает движение в ) свой вариант
Ситуации на дороге
1.Мама с сыном идет по улице. Мальчик видит на противоположной стороне папу и бросается к нему через дорогу. Вопрос : правильно ли сделал мальчик и как надо было поступить маме ? 2. Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос : как надо поступить папе ? 3.Буратино оказался в сказочной стране, где много машин и совсем нет светофоров. Вопрос : где и как ему переходить дорогу ?
4. Пешеход переходил проезжую часть улицы на зеленый свет. И вдруг зеленый огонек быстро заморгал и переключился на желтый. Вопрос : что должен делать пешеход в такой ситуации - идти вперед на противоположную сторону дороги или вернуться назад к тротуару ? 5. Буратино гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжила движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов. Вопрос : как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора ? Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет ? Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин ?
Игры для детей « Светофор » Ведущий показывает в разном порядке красный, желтый или зеленый круг. Дети, перемещаясь по комнате, должны производить разные действия в зависимости от цвета круга. « Красный »- замереть стоя, « Желтый »- шагать на месте, « Зеленый »- двигаться по комнате. Выбывает тот, кто ошибся « Остановка » Выбирается один ребенок – водитель, за ним стоят другие дети. Ведущий объявляет остановку и показывает табличку - автобус, троллейбус, трамвай. В зависимости от таблички, « выходящий из транспорта » ребенок должен решить как он будет его обходить.( спереди или сзади )