Тема 2. Виды красноречия. Тема 2. Виды красноречия. Социально – политическое Социально – политическое Академическое Академическое Судебное Судебное Социально.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РИТОРИКА 1.1. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЕ РОДЫ И ВИДЫ 1.2.АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 1.3. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ 1.4. СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 1.5. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ РЕЧЬ.
Advertisements

Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Риторика- ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно. 1. Существует несколько классификаций видов красноречия: - монологическое и диалогическое;
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА Понятие ораторского искусства 1.2. Оратор и его аудитория 1.3. Начало, завершение и развертывание речи.
Риторика Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи.
Выполнила : студентка группы 1 Д 5 СО 41 Надежда Блохина Ярославль, 2010.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие.
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Метод дискуссии в преподавании истории и обществознания Презентацию подготовила учитель: Нигматулина Г.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Как писать эссе? Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции : « Я согласен ( на ) с данным мнением »; « Я не могу присоединиться.
Памятка по написанию эссе. Структура эссе Элемент структуры % к общему объему работы Начало (актуализация заявленной темы) 20 % Тезис. Три аргументированных.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Некоторые особенности содержания и стиля научной статьи.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Круглый стол. Существует только один бог-знание и только один дьявол-невежество. Сократ.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Транксрипт:

Тема 2. Виды красноречия. Тема 2. Виды красноречия. Социально – политическое Социально – политическое Академическое Академическое Судебное Судебное Социально – бытовое Социально – бытовое Богословско – церковное Богословско – церковное Дипломатическое Дипломатическое Парламентское Парламентское Военное Военное Торговое Торговое Лекционно – пропагандистское Лекционно – пропагандистское Диалогическое Диалогическое

Роды красноречия Роды красноречия Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения. Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения. К социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад,- политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь; К социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад,- политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь; к академическому красноречию лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение; к академическому красноречию лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение; к судебному красноречию прокурорскую, или обвинительную речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого; к судебному красноречию прокурорскую, или обвинительную речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого; к социально-бытовому юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово); к социально-бытовому юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово); к богословско-церковному красноречию проповедь, речь на соборе. к богословско-церковному красноречию проповедь, речь на соборе.

Г. 3. Апресян подчеркивает:...род в ораторском искусстве это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно- публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам автор, она не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс- конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.

Дополнения к классификации Дополнения к классификации Классификация, представленная Г. 3. Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А. Е. Михневичем. В ее основе также лежат представления о многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной речи, а также способов и форм ее произнесения. Классификация, представленная Г. 3. Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А. Е. Михневичем. В ее основе также лежат представления о многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной речи, а также способов и форм ее произнесения. Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церко&но-богослов-ским красноречием исследователь выделяет: Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церко&но-богослов-ским красноречием исследователь выделяет: парламентское красноречие как разновидность социально- политического; парламентское красноречие как разновидность социально- политического; дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);'' дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);'' военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв); военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв); торговое красноречие (реклама); торговое красноречие (реклама); лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно- теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций); лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно- теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций); диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов,и ответов). диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов,и ответов).

В академическое красноречие автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде ученых научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.). В академическое красноречие автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде ученых научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.). Как подчеркивает А. Е. Михневич, подобная схема разделения жанров искусства на роды и виды неизбежно огрубляет реальную действительность, но все-таки она «дает возможность увидеть, обозреть все многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях» Как подчеркивает А. Е. Михневич, подобная схема разделения жанров искусства на роды и виды неизбежно огрубляет реальную действительность, но все-таки она «дает возможность увидеть, обозреть все многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях»

Логическое построение речи Логическое построение речи Основные требования к созданию речи заключаются в логическом построении речи и сводятся к следующим требованиям: Основные требования к созданию речи заключаются в логическом построении речи и сводятся к следующим требованиям: -требование ясности и определенности; -требование ясности и определенности; -требование последовательности; -требование последовательности; -требование непротиворечивости; -требование непротиворечивости; требование обоснованности. требование обоснованности.

Требование определённости Требование определённости Требование определённости высказывания означает, что слушатели должны понимать все слова и выражения употребляемые выступающим. Для того чтобы избежать неясности, неопределенности высказываний, необходимо исключить двусмысленные фразы, пояснять значение малознакомых аудитории слов, давать определения сложным понятиям. Требование определённости высказывания означает, что слушатели должны понимать все слова и выражения употребляемые выступающим. Для того чтобы избежать неясности, неопределенности высказываний, необходимо исключить двусмысленные фразы, пояснять значение малознакомых аудитории слов, давать определения сложным понятиям. Самый строгий способ определения понятия научное определение, когда указывается род, к которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие. Например: «Прибыль это результирующий показатель работы предприятия, представляющий собой разность между доходами и издержками производства». Самый строгий способ определения понятия научное определение, когда указывается род, к которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие. Например: «Прибыль это результирующий показатель работы предприятия, представляющий собой разность между доходами и издержками производства». Дадим основные правила научного определения: Дадим основные правила научного определения: 1. Определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объему (соразмерность). 1. Определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объему (соразмерность). 2. Определение должно быть ясным и четким (определенность). 2. Определение должно быть ясным и четким (определенность). 3. Определяемое понятие не должно выражаться через определяющее. 3. Определяемое понятие не должно выражаться через определяющее.

Последовательность изложения материала Последовательность изложения материала Это – логическая связь мыслей Это – логическая связь мыслей Логическая связь вопросов Логическая связь вопросов Знать правила деления темы на вопросы Знать правила деления темы на вопросы 1. Следует найти один существенный признак деления темы на вопросы, а если нужно вопросов на подвопросы. 1. Следует найти один существенный признак деления темы на вопросы, а если нужно вопросов на подвопросы. 2. Вопросы должны раскрывать главную идею выступления; не должно быть лишних вопросов. 2. Вопросы должны раскрывать главную идею выступления; не должно быть лишних вопросов. 3. Необходимо соблюдать непрерывность деления, правильно выделять вопросы и подвопросы. 3. Необходимо соблюдать непрерывность деления, правильно выделять вопросы и подвопросы. 4. Вопросы не должны пересекаться, то есть не следует говорить об одном и том же в разных вопросах. 4. Вопросы не должны пересекаться, то есть не следует говорить об одном и том же в разных вопросах.

Требование непротиворечивости и обоснованности суждений Требование непротиворечивости и обоснованности суждений Требование непротиворечивости изложения – утверждая что-либо о каком-то предмете или явлении для какого-то момента времени в каком-то отношении, нельзя это же отрицать. Требование непротиворечивости изложения – утверждая что-либо о каком-то предмете или явлении для какого-то момента времени в каком-то отношении, нельзя это же отрицать. Требование обоснованности особенно важно соблюдать. Если нужно убедить слушателей в чём-то или склонить их к определённым действиям. Для этого необходимо строить свою речь с учётом логической структуры обоснования: Требование обоснованности особенно важно соблюдать. Если нужно убедить слушателей в чём-то или склонить их к определённым действиям. Для этого необходимо строить свою речь с учётом логической структуры обоснования: 1. Чётко сформулируйте мысль в виде тезиса. Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем»? 1. Чётко сформулируйте мысль в виде тезиса. Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем»? 2. Тезис подкрепляют аргументами или доводами, которые называют основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем»? 2. Тезис подкрепляют аргументами или доводами, которые называют основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем»? 3. Третий элемент обоснования – демонстрация. Показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как доказываем»? 3. Третий элемент обоснования – демонстрация. Показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как доказываем»?